Архетипы древнегреческих богов и анализ жизненных сценариев в партнерстве
Магизова
Гузель
Соприкасаясь с глубинным,
архетипическим слоем коллективного бессознательного в каждодневном — строя
отношения, добиваясь признания, переживая потери и победы, проживая кризисы —
мы, на мой взгляд, не до конца используем один важный ресурс. Осознанность.
Что-то очень важное остается Фоном.
И потребности, которые последовательно привлекают наше внимание, наши
устремления, удовлетворяясь, в той или иной мере, словно «затмевают» Фон.
Архетип древнегреческих богов формировался вокруг ведущей потребности, которая
словно становилась их символом. Так Деметра стала олицетворением материнства и
плодородия, Зевс — символом власти и целеполагания, Афина — мастерства, Посейдон
— скрытых подводных ресурсов, Артемида — самоопределения, Гестия — внутренней
силы.
Фоном выступают те самые семейные
динамики, причудливо переплетаясь в жизнеописании пути героев мифов, определяя
характер и выделяя ключевые переломные моменты судьбы того или иного персонажа.
Как отмечает Пьер Солье «объективная психика» Юнга, которую он также называет
«коллективным бессознательным», состоит из архетипов и является не чем иным,
как нашей собственной психической объективной реальностью, которая воплощаясь в
человеке, приводит к тому, что Юнг называет личным или индивидуальным
бессознательным. Соответственно, внутренне присущими являются не образы, а
просто потенциал для их реализации, который актуализируется в контакте с
физической реальностью — конкретными матерью и отцом.
Обращаясь к архетипам, мы способны
открыть качественно иное развитие удовлетворения наших жизненных потребностей,
иное развитие собственной судьбы, нежели предопределено, следуй мы им
бессознательно в собственной семейной истории.
Стерлинг указывает на то, что есть основание
полагать, что субъективность отдельных людей может быть переплетена на очень
глубоких уровнях.
Это шаг вперед к пониманию тех феноменов,
которые объединены под общей рубрикой «трансперсональное переживание. И если бы
общение и взаимодействие с другим человеком происходило только на вербальном
(словесном) уровне — нам пришлось бы закрывать глаза на многочисленные факты
человеческого взаимодействия, которое описываются как то: — «понимают без слов», «я его чувствую», «предчувствие»
взаимодействие младенца с матерью, взгляд отца на первые шаги сына и т.д. Мы
говорим друг с другом не только мыслями, облеченными в слова и произнося их
вслух. Мы разговариваем друг с другом всем своим существом, каждым шагом,
поступком и прикосновением. Иногда эти языки рассогласованны и причиняют
страдания, но в то же время дают возможность оставаться в автономности и
развиваться. Иногда удивительным образом идентичны и узнаваемы и тогда
появляется ощущение единства и слияния, но могут стать причиной стагнации
отношений, тупика развития.
Отделяясь от
проекций, выходя из неосознаваемых переплетений и смещений в партнерстве, мы
получаем новый шанс дифференцироваться и соприкоснуться с собственной Самостью. По словам К.Г. Юнга,
мифы являются коллективными снами, также как сны — индивидуальными
мифами.
Разбирая с парами
семейную историю нуклеарной и родительской семьи можно выйти на уровень
семейных сценариев. И с этого уровня взгляд на отношения пары, динамику их
развития, кризисы и потенциал обретает более целостный и объемный вид.
Каждый партнер
подчиняется одновременно двум динамикам, двум силам. Внутренним побуждениям,
которые в свою очередь определяются архетипами персонифицированными в образах
древнегреческих богов. Внешним силам, определяемыми ролями, ролевыми ожиданиями
и притязаниями в партнерстве в соответствии с принятыми и одабриваемыми в
социальном окружении пары гендерными стереотипами. Как только партнеры начинают
осознавать такие влияния, это знание становится ресурсом развития отношений. Перед партнерами открывается путь к освобождению от
влияния семейных сценариев, содержащих в себе деструктивное решение и
становится возможным осознанное развитие собственной Самости.
Литература:
1.
Джин Ш. Болен. Богиня в каждой женщине.
2.
Джин Ш. Болен. Боги в каждом мужчине.
3.
Джеймс Холлис. Грезы об Эдеме в поисках
доброго волшебника.
4.
Н.И. Олиферович, Т.Ф. Велента, Т.А.
Зинкевич-Куземкина. Терапия семейных систем.
5.
Ненси Дж. Догерти, Жаклин Дж. Вест.
Матрица и потенциал характера. С позиций архетипического подхода и теорий
развития. В поисках неиссякаемого духа.
6.
Пьер Солье. Мифоанализ.
Гузель
Магизова, магистр специализация
«семейная психология», директор Уфимского центра психологического
консультирования и системных решений, системный терапевт, сертифицированный по
семейным, структурным расстановкам, расстановкам в индивидуальном сеттинге,
гештальттерапевт, эриксоновский гипноз.