Дорогие читатели!
Идея такой постановки вопроса пришла нам в процессе работы над центральной темой этого номера – «90-летие Берта Хеллингера».
Расстановочная работа тоже набирает возраст, расстановкам уже более 30 лет, и столько же объяснениям, что такое расстановки. Об этом очень много сказано, написано множество страниц.
Во время опроса в редакционных кругах и в рамках проведенного опроса были поставлены два условия: в процессе описания ограничиться 5-7 строчками и писать, не читая ответов коллег. То есть, так же, как это с нами происходит в повседневной жизни, когда мы отвечаем на тот же вопрос.
Большинство восприняло эту задачу как вызов. Так оно и было! Ограничиться всего лишь несколькими строчками не всем по силам, это требует концентрации и доверия к силе каждого выбранного слова. В конце концов мне пришлось отказаться от первоначальной настойчивости и сдаться, так из некоторых коротких заметок получились все же более развернутые версии. Но, как известно, исключения только подтверждают правила.
Всем нам пришлось, в силу своих способностей всесторонне используя возможности языка, выразить своё, насколько возможно личное, созвучное нам или осознаваемое нами определение.
Я думаю, что это того стоило, в результате мы получили огромное количество определений этого понятия с разных перспектив рассмотрения. При этом в каждом из них виден контекст восприятия с точки зрения личного опыта.
Некоторые высказывания стоит читать медленно, чтобы добраться до их сути, одни из них передают ощущение духовного родства, а другие – напротив, дистанцию автора по отношению к их содержанию. И все же судить о них с позиций «верно» или «неверно» представляется мне совершенно неуместным.
Так что читайте сами и вдохновитесь на то, чтобы дать свое собственное определение.
Лиза Бём
«Этот курс является введением в семейные расстановки, с помощью которых выявляется то, что в семье или в роду приводит нас к переплетениям с судьбами других и каковы последствия таких переплетений. И прежде всего он выявляет, когда и по каким законам возможно высвобождение из таких переплетений».
Берт Хеллингер (декабрь 1994, цит. «Порядки любви»).
«Расстановки связывают нас с нашими корнями. Они делают понятными – видимыми, слышимыми, ощущаемыми силы, действующие внутри систем, частью которых являемся мы сами и которые определяют нашу жизнь. С помощью «деревни» (общности людей) они приводят в движение целительные и разрешающие силы в тех местах, где эти силы сдерживают нас и блокируют свободный поток жизни. В расстановках мы работаем на стыке личных жизненных вопросов и их вплетения в семейные, коллективные и духовные пространства. Ритуальный характер расстановок указывает на их близость к ритуалам перехода в автохтонных культурах».
Гуни Бакса (Guni Baxa)
«Расстановки проявляют осознаваемые и неосознаваемые внутренние образы отношений любого рода как в настоящем, так и в прошлом, и позволяют пережить и почувствовать их. Интуитивное сенсорное восприятие, его чувственная и мыслительно-вербальная обработка, а также телесные реакции приводят в движение процесс, действие которого проясняет или дает в настоящем развернутся образу, который в повседневной жизни открывает пространства для возможности действия и развития».
Лиза Бём (Lisa Böhm)
«Расстановка – это взгляд в зеркало при свидетелях. Это встреча с актуальной реальностью, а также возможный дальнейший путь, который покажется… И ничто из этого не есть в конечном счете правда, но это работает!»
Питер Борквин (Peter Bourquin)
«Я не могу и не хочу отделять расстановочную работу от моей профессии психотерапевта. Расстановки для меня – это прикладная психотерапия. Расстановка – это презентация вовне внутреннего процесса, с помощью которого возможно такое расширение контекста, которое делает наглядными следующие шаги развития. Расстановки для меня – это особенно ценный и эффективный инструмент, который я с удовольствием использую. Но это еще и такой инструмент, обращаться с которым следует бережно и осторожно. В расстановке находят свое выражение и тело, и разум, и психика, и дух, и душа, а также история, настоящее и будущее, иными словами – вся полнота человеческой жизни. И в этом смысле она не уникальная, а представляет собой только одну из возможностей психотерапевтического воздействия.
Генрих Бройер (Heinrich Breuer)
«При определённых условиях расстановка может выявить системные связующие динамики, которые в рамках обыденных представлений о человеческих взаимоотношениях и конфликтах зачастую остаются незамеченными или пугающими, или исключаются совсем и остаются неосознаваемыми. Если эти динамики в ходе расстановочного процесса становятся очевидными, то при помощи различных интервенций могут быть инициированы новый взгляд и новый образ действий, которые послужат развитию клиента в ходе его дальнейшей жизни».
ВилфриддеФилипп (Wilfried De Philipp)
«Расстановка по стандартам DGfS (Германское общество системных расстановок) по форме является одним из видов сценической работы. Но она становится таковой, только если и сам расстановщик и работающие в расстановке заместители находятся в подобающей для этого вида работы позиции. Для меня как конструктивиста и феноменолога расстановка – это всегда в хорошем смысле мистерия, частью которой я ощущаю себя, которой я каждый раз восхищен и которой всегда благодарен».
Дитер Дике (Dieter Dicke)
«Расстановка – это расстановка, это расстановка…».
Диана Дрекслер (Diana Drexler)
«Расстановка начинается со взгляда в мир отношений клиента, который находит свое проявление в настоящем в образах и как бы отдельных кадрах фильма. В процессе расстановки оценка этих отношений меняется, дополняется, кадры фильма монтируются по-новому. Изменившаяся позиция открывает новые возможности для клиента в настоящем».
Фолкер Флейнг (Volker Fleïng), «Практика системной расстановки» 2/2015.
«Клиент и ведущий расстановки образуют прочный альянс. Клиент готов к тому, чтобы дать себя эмоционально вести, оставаясь с расстановщиком в контакте. Вместе они смотрят на образ отношений между отдельными членами семьи (или параметрами живой структуры), олицетворенный при помощи заместителей. Смена угла зрения делает для клиента возможным новый взгляд на взаимное влияние рассматриваемых отношений. Потрясение, которое при этом происходит с клиентом, может снимать глубоко скрытые телесные и душевные напряжения и блокады».
МарианнаФранке—Грикш (Marianne Franke-Gricksch)
«Происходящее в расстановке отражает записанное в памяти сознание человека, а также сознание заместителя его визави во всех возможных формах. Это резонансный опыт вне времени и пространства, раскрывающийся в тишине. Поэтому по своей глубине расстановки сродни медитациям, сопровождающимся терапевтическим и другими побочными эффектами».
Харальд Хомбергер (Harald Homberger)
«Заместители в расстановке могут проявить те невидимые нити, которыми мы связаны с членами наших семей по принципу мобиля. И если нить нашей жизни в контексте определенной проблемы спутана с нитью кого-то из членов нашей семьи, то в расстановке такие переплетения могут получить движение к высвобождению из переплетения. Это может способствовать тому, что нить нашей жизни не только снова начнет следовать своему собственному движению, но и будет вести нас в согласии и связи со всей семейной системой».
Барабара Иннекен (Barbara Innecken) Ответ заинтересованному любителю.
«Системные расстановки представляют собой процесс-ориентированный метод, в котором с помощью ритуализированного процесса дается заслуженное место всем релевантным частям системы: „Мы видим тебя. Мы тебя ценим. Ты один их нас». Он приводит к открытиям и так называемым „ага»-эффектам, которые делают возможными новый взгляд на историю, культуру и контексты семьи или организации. А вытекающая из этого позиция клиента стабилизирует восприятие и устойчивость системы».
Биргит Тереза Кох (Birgit Theresa Koch), «Практика системной расстановки» 2/2015.
«С точки зрения новой феноменологии можно сформулировать так: расстановка – это телесное раскрытие настоящего путем игровой диагностики (отождествления) с последующим толкованием ситуации. Игровая диагностика, с одной стороны, приносит клиенту облегчение того, что есть, а с другой – дает проявиться серьёзности и значимости чувств, находящих свое проявление в созданной атмосфере при помощи тел заместителей».
Томас Латка (Thomas Latka)
«Расстановка – это отражение внутреннего образа собственной семьи при помощи заместителей (людей, не состоящих в родстве). При том становятся видны факторы, негативно влияющие на систему взаимоотношений. Особенно четко это видно в системе семейных взаимоотношений и несколько менее выражено в отношениях не родственных лиц (например, в организациях), у абстрактных понятий или обозначениях предметов. Все это можно творчески сочетать в виде смешанных форм».
Эва Маделунг (Eva Madelung)
«Расстановки – это образуемая людьми пространственная структура, которая передает информацию. О чем? О душевном и физическом состоянии участников, о прошлых и настоящих отношениях и о том, куда они хотят двигаться внешне и внутренне. Это становится возможным в силу феномена замещающего восприятия – древней способности людей, такой же древней, как способность дышать. В автохтонных культурах расстановки в самых разных вариантах существовали и раньше и продолжают существовать. Расстановочная работа – это один из современных вариантов. Мне нравится называть расстановочные семинары лабораториями сознания, в которых мы в защищенном пространстве исследуем, как можно поддержать развитие сознания каждого для общего блага».
Альбрехт Мар (Albrecht Mahr)
«Расстановки – это хореография контекстов, в которых ведущий расстановки дает участникам возможность встретиться с новыми образами и идеями для понимания социальных процессов. Пространственный язык, который применяется в расстановках, находит свое выражение через людей или объекты – заместителей элементов, позволяет наблюдать контексты лиц и неличных элементов в их взаимодействии, а также реконструировать и прогнозировать причинные или системные последствия сочетания этих контекстов».
Георг Мюллер-Крист (Georg Müller-Christ), «Практика системной расстановки» 2/2015.
«Расстановка – это метод, сопровождающий развитие и позволяющий выявить неосознаваемые динамики в субъективной психосоциальной системе личности, и в зависимости от постановки вопроса дифференцироваться от них в ощущениях. Это, в свою очередь, делает возможным работу с ними на телесном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Их особенность заключается в использовании социального и психического пространства с помощью заместителей, напольных якорей, объектов, воображения, а также в участии как минимум двух лиц для замещения системных элементов, человеческой способности к резонансу с другими и доверии недуальному самостоятельному восприятию заместителей».
Кирстен Назаркевич (Kirsten Nazarkiewicz), Керстин Кушик (Kerstin Kuschik)
«Расстановка – это (терапевтический) метод, который позволяет в групповом и индивидуальном сеттинге при помощи сценической работы содержательно экстернализировать процессы, происходящие в душе клиента и его системы (семьи, рабочего коллектива и т.д.). Это происходит в пространстве при помощи напольных якорей или фигур, положение которых по отношению друг к другу может быть изменено. Таким образом клиент может получить ценную помощь и импульсы к изменению и освобождение от отношений, которые ощущались им как отягощающие.
Франк Оберцаухер (Frank Oberzaucher)
«В процессе расстановки при помощи заместителей свое выражение находят динамики отношений любого свойства. Ряд интервенций размыкает дисфункциональные констелляции и дает импульс дальнейшим шагам к развитию. Расстановки изначально применялись в терапевтическом контексте, но в все чаще применяются и в менеджменте как метод интуитивного нахождения решения».
Клод Росселе (Claude Rosselet)
«Метод системной расстановки позволяет при помощи заместителей воспроизводить живой образ систем взаимоотношений любого вида. Расстановка позволяет ощутить и понять по запросу клиента аспекты отношений в рамках их структуры и динамики вместе с их исторически сложившимися связями и возможностями к изменению неким новым, созвучным будущему, образом».
Якоб Роберт Шнайдер (Jakob Robert Schneider), «Практика системной расстановки» 2/2015.
«Расстановка – это сценический метод для прояснения отношений. Клиент выбирает из группы заместителей для себя и для остальных и ставит их на определенные места в пространстве, указывая куда должен быть направлен их взгляд. Заместители сообщают о своих спонтанных чувствах и ощущениях. При этом удивительным образом все время наблюдаются совпадения с реальными ситуациями. Для прояснения ведущий расстановки может предлагать заместителям встать на новое место или сказать какую-то фразу. Заместители выполняют это, только если им это созвучно».
Бертольд Ульзамер (Bertold Ulsamer)
«После установления отношений между клиентом и ведущим клиент описывает свой внутренний образ проблемы. Заместители расставляются в пространстве. Ведомые ощущениями в теле и, находясь в контакте с ведущим и клиентом, они меняют свое местоположение, занимая ориентированные на решение позиции. Цель – сделать видимым и возможным следующий шаг к решению».
Инга Вильд (Inga Wild)
«Я бы хотел подчеркнуть первостепенное и основополагающее влияние расстановочной работы. Расстановка предоставляет нам возможность увидеть проблему или ограничения человека, связанные с его родительской или партнерской системами, и освободиться от этих ограничений. «Процесс расстановки сам по себе действует на клиента освобождающе».
Кристоф Вильд (Christoph Wild)
перевод с немецкого Анастасии Соколовой