Прикосновения здесь-бытия Системно-феноменологические расстановки с онкологическими больнымиХаральд ХомбергерВ данной статье я хотел бы поделиться своим теперь уже более чем 20-летним опытом расстановок (который включает в себя 6 лет работы психотерапевтом в отделении онкологии) в индивидуальном и групповом сеттинге с людьми, страдающими онкологическими заболеваниями. Этот опыт субъективен и, так же как люди, доверившиеся мне в своем заболевании, всегда индивидуален. Мой опыт не претендует на создание теории о возникновении рака и/или его исцелении. Мои слова задуманы, скорее, как поддержка и приглашение общаться с людьми, страдающими раком, из позиции человеческой открытости, обнаруживающей себя в настоящий момент.Я хотел бы упомянуть, но не рассматривать здесь отдельно следующие важные аспекты темы: всего существует 223 разных вида рака, в 2016 году в Германии впервые заболеют раком около 500.000 человек, около 220.000 умрут от рака или при наличии онкологического заболевания, 5-летняя превалентность онкологических заболеваний составляет около 1,6 миллионов. Благодаря ранней диагностике и более высокой ожидаемой продолжительности жизни частота рака будет расти, средний возраст заболевания — 69.5 лет (см. список литературы, № 9). Также я хотел бы отказаться здесь от оценки естественнонаучного подхода традиционной медицины и соответствующих методов лечения: операций, химиотерапии и лучевой терапии с их действием и побочными эффектами, хотя они очень чувствуются в расстановочном процессе и даже на него влияют. Также без внимания останутся – вполне существующие – связи с открытиями нейронаук (см. список литературы № 5), натуропатическими подходами и другими альтернативными методами. Не будет тут описана и возможная интеграция расстановок в психоонкологическую практику, в частности, в качестве копинг-стратегии или метода лечения психотравм во время болезни. Я хотел бы здесь коротко сказать здесь о множестве полезных расстановочных форматов, которые определяются вопросом или поручением больного и которые я сам использую в расстановках. Они, как правило, ориентированы на ресурсы и нацелены на преодоление болезни. Вот небольшая подборка форматов:- клиентка и =˃ ее потерянная грудь- клиент и =˃ травматический момент- клиент и =˃ его отсутствие надежды- клиент и =˃ то, что ослабляет или усиливает защитные силы его организма — клиент и =˃ его следующий шаг к исцелению- клиент и =˃ страх повторного заболевания- клиент и =˃ утрата доверия к собственному телу- клиент и =˃ его ресурсы- клиент и =˃ его слепое пятно- клиент и =˃ его выгода, которую он получает от болезни- клиент и =˃ внезапное выздоровление (системный «чудесный вопрос»)Эти форматы хорошо зарекомендовали себя как в рамках терапевтических процессов из нескольких сессий в индивидуальном сеттинге, так и в групповом сеттинге. Их цель — понять и одолеть заболевание, выстроить и поддержать новое, придающее сил поведение.Многие люди приходят на расстановку, чтобы понять логику рака или своего заболевания: «Что я сделал не так? Почему я? Что такое рак? Я скоро умру?» Они высказывают – или не высказывают свое ожидание: «Пожалуйста, вылечи меня! Убери его! Я его не хочу! Я хочу быть здоровым!» Иногда к этому добавляются еще и скрытые поручения, например, получить подтверждение своих предположений, чтобы тогда дать себе разрешение умереть. Обычно это скрытое желание противоречит желанию близких, которые не могут их отпустить.Люди приходят со «своим» раком, на разных стадиях заболевания, с индивидуальными способностями и возможностями физической и психической переработки, имея за плечами свое личное прошлое и свою медицинскую предысторию, имея определенную структуру личности, будучи включенными в сеть отношений, со своими предположениями о реальности и представлениями о мире. Кроме того, многие обнаруживают посттравматическое стрессовое расстройство, обусловленное постановкой диагноза и процессами лечения рака. Его нужно принимать во внимание, прежде чем приступать к вопросу о «понимаемости» онкологического заболевания. Далее нужно учитывать, что рак представляет собой многофакторное заболевание, причины которого пока не объяснены и которое имеет разные пусковые стимулы, иногда обусловливающие и усиливающие друг друга. Возникновение или предрасположенность к возникновению рака, неконтролируемого роста клеток, определяется, например, генотипом, дефектами генов, отказом иммунной защиты из-за токсичных влияний окружающей среды, физических и психических травм, неправильного питания, стрессового поведения, нездорового поведения (алкоголь, курение), недостатка движения, гормональных процессов и других факторов. «Системно-феноменологический» взгляд на онкологическое заболевание и процесс расстановкиПомимо далеко не полного перечня вышеназванных факторов, для расстановочной работы имеют значение и другие вопросы. Что проявляется, когда ставятся клиент и его рак? Что охватывает заместителя рака, когда он вчувствуется? Это рак? Его причина? Насколько здесь проявляются собственные аспекты заместителя? Насколько «хороша» способность заместителя к интроспекции? В какой мере собственная оценка заместителя смешивается с тем феноменом, что проявляются процессы отзеркаливания или накопленная информация из расставленной системы? Насколько полезно или неполезно постоянно опрашивать заместителей, руководствоваться их словами или демонстрируемыми ими движениями? Что и как воспринимает ведущий расстановки? С каким представлением о мире и человеке он воспринимает? С какими предположениями о действительности ведущий смотрит, инициирует, сопровождает и действует в процессе расстановки? Что происходит в его сознании до, во время и после расстановки? Где ведущий руководит, а где идет за проявляющимся процессом? Какое понимание метода проявляется в его работе, насколько в ней используется освоенный инструментарий, в какой мере в ней присутствуют бессознательные предположения или сознательные и бессознательные «хеллингеровские» убеждения (например, что при раке груди на глубинном уровне речь всегда идет об отвергаемой матери)? Такое упрощение и обобщение отдельных восприятий и вытекающих из них способов действий при раке груди абсурдны, как и тот постулат, что при рассеянном склерозе, психозах и шизофрении на заднем плане всегда есть убийство. Я мог бы привести здесь еще множество недостаточно проясненных пока вопросов относительно того, что происходит в расстановках. Далее я хотел бы описать выбранный мной — несмотря на множество открытых вопросов — подход к работе с онкологией при помощи расстановок.Мое «субъективное» исследованиеЯ провел более 1000 расстановок с онкологическими больными, из них около 400 в индивидуальном сеттинге, где в качестве заместителя рака выступал я сам. С самого начала основной фокус моего внимания был направлен на движение, которое скрывается за понятийным пониманием симптома «опухоль»/»метастаза», слова «рак» или диагноза, например, «рак молочной железы». Чтобы оставаться понятным, я хотел бы добавить, что с самого начала (с 1993 года) мой подход к расстановочной работе – это подход «феноменологический». Один из его сущностных признаков – будучи расстановщиком или заместителем, без всяких намерений вчувствоваться в опыт данного момента, не интерпретируя свое переживание. Чтобы получить ответы и подходящие для сопоставления восприятия на мой вопрос к тому движению, которое стоит за раком, я всегда начинал расстановки с одной и той же базовой констелляции. Клиент ставил себя в качестве себя самого, а меня – в качестве заместителя своего рака. Затем следовала 10-15-минутная фаза вчувствования в настоящий момент, когда мы позволяли охватить себя импульсам и внутренним восприятиям и в некоторых случаях выражали их при помощи движения. В соответствии с моей инструкцией происходило это без слов. После этого мы, никак не оценивая и ни к чему не относя увиденное и пережитое, исключительно описательно, делились друг с другом своим опытом. Уже здесь благодаря возможности ощущать, видеть, чувствовать через заместителя рак, в сознании многих людей возникали образы, воспоминания, переживания, которые они могли связать с чем-то собственным. После этого диалога я, следуя внутреннему импульсу, ставил либо родительскую систему, либо нынешнюю систему, либо систему организации, либо некое событие (травму).Обобщенный опытВо-первых, то, что я чувствовал и переживал в качестве заместителя рака (например, грусть, страхи, телесные симптомы, возникающие мысли и т.д.), я снова обнаруживал или переживал в последующей расстановке в качестве заместителя какого-то человека или события, причем точно так же! И это основополагающее переживание до сих пор не претерпело никаких изменений.Во-вторых, в заместительстве рака никогда не было одинаковых переживаний. Опыт в роли рака всегда уникален и ни с чем не сравним, так же как всегда индивидуальны и никогда не повторяются переживания в роли члена семьи или проявившегося события.Третий опыт относится к области ощущений. В сумме опыт в заместительстве рака ощущается как ослабление тела, эмоций и жизненной силы. В клиенте все еще живет прошлое, сознательно или бессознательно пережитое. Мы можем выделить мешающие телесные ощущения и не дошедшие до конца движения эмоций или действий, которые воспринимаются как не относящиеся к себе самому, чужие, но в то же время будто знакомые. Если обобщить эти движения «с расстановочной точки зрения», то это движение к умершим, переплетения с событиями, произошедшими с предками или людьми, которые были связаны с предками, например, жертвами. Это не до конца прочувствованные и прожитые, подавленные действия и чувства самого клиента или перенятые им от предков. Здесь отражаются расставания, прерывание отношений, обиды, потери, отвержение людей и тем самым привязанность к ним и еще многое другое. То есть сохраненный в сущностном ядре, собственный или перенятый жизненный опыт, который не мог быть дополнен, который был прерван, закупорен, не переработан, вытеснен или отторгнут, поскольку был слишком тяжелым, слишком печальным, слишком болезненным, слишком угрожающим.Может ли расстановочная работа служить излечению рака?При помощи принятых в настоящее время научных моделей нельзя судить о том, исцеляет ли расстановочная работа онкологическое заболевание и поддерживает ли она исцеление, для такого исследования требуются другие методические подходы, например, эмпирическое исследование (см. список литературы № 3).Субъективная оценка многих клиентов, что расстановка стала для них ключевой помощью в лечении болезни или выздоровлении либо даже к нему привела, остается ценным индивидуальным (!!!) опытом, а иногда внутренней уверенностью, которая, однако, не доказуема. Здесь я указываю на рассказы клиентов, которые излагают свой личный опыт в связи с расстановкой во время своего заболевания (см. список литературы № 11). Нужно принимать во внимание тот факт, что все клиенты предпринимали множество других действий для преодоления заболевания, так что при оценке следует смотреть комплексно и рассматривать сумму всех видов лечения и их взаимодействие. С точки зрения психоонкологии, один уже тот факт, что больной обращается за семейной расстановкой, представляет собой часть копинг-поведения. Примечательно также, что так называемые «спонтанные исцеления» происходят не спонтанно, а являются следствием изменившихся чувств, мыслей и действий человека. Однако произошли они за рамками традиционного медицинского подхода. (Келли Тернер исследовала в США около 1500 научных отчетов о спонтанных исцелениях. Ни в одном из них человека не спрашивали, что он делал помимо или вместо традиционно-медицинского лечения [см. список литературы № 12]). Какие можно наблюдать результаты?Процесс расстановки и связанное с ним вынесение чувственного восприятия наружу, в замещающего визави, действуют на разных уровнях нашего бытия. Если клиент (вновь) узнает воспринятое, то у него происходит когнитивное узнавание, появляется возможность понимания, иногда происходит наделение смыслом и принятие заболевания или глубокое согласие с неизбежно приближающейся смертью. В расстановочном процессе обнаруживаются или открываются заново эмоции, которые связываются с некими людьми или событиями. В дальнейшем они могут быть почувствованы, допущены, преобразованы или прочувствованы до конца. Кроме того, в случаях эмоциональных перенятий внутренних движений от предков происходит дифференциация и разотождествление с этими чужими чувствами. Помимо когнитивного понимания и эмоционального переживания, основной результат — это отделение осознаваемого или неосознаваемого привязывающего переживания или события, например, ощущение в собственном переживании кого-то умершего и осознание связанного с этим неизбежного внутреннего движения к нему. Все это наблюдения. Они не могут и не должны служить доказательствами определенных причинных связей в случае рака. Здесь достаточно того, что это были события, переживания и чувства, которые после пережитого в расстановке или после расстановки решения перестали ослаблять тело, собственные иммунные силы и/или ментальное восприятие.Расстановка, которая затрагивает человека во всей совокупности его бытийной личности, похоже, усиливает иммунную защиту. В свою очередь усиленная защита во многих случаях может в рамках саморегуляции спровоцировать отступление симптома «опухоль» или исчезновение метастаз. Кстати: у метастаз и опухолей всегда разная констелляция внутренних связей – в расстановочной работе это два разных движения, которые хотят быть увиденными!Открыть поле для исцеленияТо, что можно почувствовать между расстановщиком и расставленным, — это интимный процесс. Это решимость встретиться с тем, что действует в глубине его души, с чем расставляющий, возможно, неизбежно связан, куда его хочет отвести его переплетение или его глубокая любовь. Стоя с ним внутренне на границе, а иногда и за ней, вместе предаваться воспринимаемому, постигать его и позволять собой руководить — это словно тихое моление, обращенное к жизни, но в равной мере и к смерти. Это в высшей степени человечно – поддерживать, держать, сочувствовать и оставлять, не имея намерений, даже по отношению к желанию исцеления. Я радуюсь трансформации в сторону здоровья у многих больных раком, прежде всего детей, которые делали у меня расстановки. Со многими людьми я до сих пор поддерживаю контакт, в некоторых случаях уже больше 15 лет.Я точно так же чувствую свою связь и с теми, кто ушел. Для меня все эти встречи — больше чем подарок, это жизнь — совсем близко, без маски.Как создать целительное поле?Исцеление часто происходит иначе, чем мы думаем или чувствуем. Так, одна клиентка рассказала мне следующее. Четыре года назад у нее была волнующая расстановка по поводу опухоли мозга, которая после этого ушла. Когда она связывалась со мной тогда, чтобы договориться о расстановке, я находился в Варанаси в Индии и поэтому не мог ничего ей предложить в ближайшее время. Но я сказал, что зажгу за нее свечу и на пальмовом листе пожертвую Гангу, и пообещал ей расстановку после моего возвращения. Недавно я впервые встретился с ней снова. Она рассказала мне, что опухоли у нее по-прежнему нет. Расстановка ей очень помогла, а еще больше — образ плывущей по Гангу зажженной свечи и что я сделал это для нее. Это давало ей опору и поддерживало ее в течение всего процесса болезни и поддерживает до сих пор.Список литературы у автора h.homberger@web .de harald-homberger.de
Прикосновения здесь-бытия. Системно-феноменологические расстановки с онкологическими больными
Автор
Харальд Хомбергер