Расстановки для
успеха расстановок
В
данной статье речь пойдет о том, как одна простая идея Берта Хеллингера существенным
образом изменила мою практику. Теперь я в самом прямом смысле слова иначе
смотрю на расстановки.
Речь
идет о простой идее успеха, который, по Хеллингеру, заключается в том, что
внутреннее движение переходит во внешнее. Он говорит, что это звучит совершенно
очевидно, однако я думаю, что эта идея затрагивает ядро расстановочной работы, так
как клиенты часто приходят на расстановки, ощущая блокировку в реализации каких-то
практических вещей в своей жизни.
Мне
всегда было интересно, почему у одних клиентов после расстановки было движение вперед,
то есть они добивались успеха, а другие нет. Почему? Может, это был просто не
тот момент, или ведущий был недостаточно компетентен, или речь шла о чем-то совсем
другом? Чтобы об этом узнать, нужно, конечно, оставаться в контакте с клиентами
после воркшопа и спрашивать, что у них происходит. Это может заставить нас еще
раз задуматься о понимании нашей роли, о чем я еще буду говорить ниже.
В
хеллингеровской концепции успеха есть один совершенно практический аспект —
выражение во внешнем мире. Примерно половина моей расстановочной практики
происходит в Китае, где клиенты часто спрашивают, как извлечь из расстановки
какой-то урок, какую-то пользу для своей повседневной жизни. Китайцы очень
практичные люди! Так, последователи зародившегося
в Китае чань(дзен)-буддизма разработали боевые искусства, чтобы видеть совершенно
конкретные плоды внутреннего процесса.
Я
обратил внимание на то, что некоторые клиенты делают расстановки без видимой
для себя пользы или один раз принимают участие в воркшопе и говорят, что им это,
похоже, ничего не дало. Я начал по-новому смотреть на систему расстановки, не на
семейную или организационную, а на «систему исцеления». В эту систему входят
клиент, его расстановка и его реальная жизнь. Расстановка может быть та,
которую он сделал, возможно, уже несколько лет назад. Теперь мы можем
расставить, что случилось с «успехом» после расстановки. Использование такой
«системы исцеления» имело далеко идущие последствия для моей практики, поскольку
позволило включить в поле зрения более широкий контекст. Там, где есть более
широкий контекст, больше места «на экране» для других аспектов. В этой «системе
исцеления» я ставлю исходную расстановку в другую расстановку, чтобы посмотреть
на нее с другого ракурса, наверное, как с более высокой точки наблюдения можно
увидеть не только отдельное дерево, но и часть леса.
Эта
концепция ставит под вопрос идеи о том, что расстановки — это «магия» или «только
для души». Я заметил, что люди, считающие расстановки чем-то магическим, часто
не способны интегрировать расстановку в свою жизнь. Да и как можно переварить
что-то столь необычайное и волшебное? Я пришел к выводу, что в расстановке нужен
определенный баланс, безопасность и заземление, чтобы мы могли ее интегрировать
и чтобы она могла оказать на нас целительное действие.
Насколько
полезен такой подход? В первую очередь, клиентам нравится, что целительное
действие прежних расстановок сохраняется. Расстановка часто говорит такие
слова, как: «Я здесь и всегда буду здесь, я просто жду, пока ты будешь готов». Становится
очевидно, что с завершением воркшопа расстановка не заканчивается, а только
начинается. Клиент может к ней вернуться,
и расстановка даже может помочь ему это сделать.
Несколько примеров ·
Клиент
сказал, что у него есть ощущение блокировки, что в его жизни не происходит движения
вперед. Ставя свою последнюю расстановку, он расположил ее между собой и своей
жизнью. Когда он попробовал поставить расстановку за собой, у него появилось
ощущение, что теперь он может двигаться вперед.
·
Мужчина
сделал уже много расстановок и все они были поразительные, однако основная тема
как была, так и осталась. Мы посмотрели на его отношения с его расстановками и
он обнаружил более глубокую тему, а именно, что быть частью своей семьи он мог
только не выздоравливая, и это привело его к первой успешной расстановке.
·
Женщина
чувствовала себя отрезанной от своей расстановки, тогда я ее прервал и
пригласил клиентку посмотреть на ее отношения с расстановкой. Она согласилась.
Мы сразу начали новую расстановку, и тут она сама и ее заместительница почти
одновременно сказали: «Я хочу знать практические шаги к исцелению». Заместитель
практических шагов дал ей советы, о которых она просила.
·
Клиентка,
которая сделала две расстановки, жаловалась, что не чувствует никакого
прогресса, что в ней по-прежнему слишком много мужской энергии из ее семьи и это
сказывается на ее браке и роли матери. При этом мы отметили, что она перестала
одеваться в темное, что теперь у нее более светлая одежда и более женственный
стиль. Она сделала расстановку, элементами
которой стали ее расстановка и ее реальная жизнь. Она поставила себя за своей
расстановкой, перекрыв таким образом себе возможность смотреть на жизнь. Увидев
это, она почувствовала тяжесть и уныние. Мы заметили, что это было так же, как
в расстановке ее родной семьи, где она пыталась нести своих родителей. Мы поставили
еще заместительницу для той ее части, которая теперь носила более светлую
одежду, а та выбрала место перед расстановкой, откуда она могла смотреть на
свою реальную жизнь. Посмотрев на свою более женственную часть, клиентка
улыбнулась и почувствовала облегчение. Теперь было ясно, какого прогресса она
уже добилась и с чем еще ей нужно разобраться.
·
Мужчина
хотел сделать расстановку, но не знал, почему. Он даже не представлял себе, какой
могла бы быть тема. Он сказал, что такое бывало и раньше. Мы обратили внимание
на тот очевидный факт, что его тело привело его сюда и что в этом должно что-то
быть. Я попросил его выбрать двух заместителей: одного для него самого, а
другого для возможности будущей расстановки. Эта «возможность» привела нас к
теме – потерянной сестре и последствиям потери.
Такой
подход позволяет клиентам установить контакт с их расстановкой и при этом выясняется,
что эти отношения часто напоминают отношения с их семьей, когда они, например, отворачиваются
от своего будущего и смотрят назад на своих предков. А иногда расстановка
просто становится следующей темой или симптомом и целительного действия не
оказывает.
Другие последствия
работы с «системой исцеления»
Когда
начинаешь работать на этом другом уровне, это имеет определенные последствия. Особого
упоминания заслуживают три из них.
1.
Мне
стала гораздо яснее моя роль как ведущего. Теперь я с уверенностью могу сказать,
что я здесь не целитель. Целитель – тот, кто приходит на семинар. Теперь я говорю
об этом еще более открыто, благодаря чему работа приобретает дополнительную
силу. Благодаря большей ясности относительно моей роли, я могу проще и увереннее
оставаться в контакте с клиентами после расстановки. Теперь я провожу с
клиентами после их расстановки пару ритуалов, чтобы выразить уважение нашим ролям
и яснее видеть друг друга.
2.
Для
ведущего не менее, чем для клиентов, важно ясно видеть отношения с
расстановкой. Благодаря этой новой перспективе мне легче распознать, где я сам стою
у себя на пути, когда я, может быть, хочу быть правым или когда во мне говорит
мое эго. В принципе, это происходит из-за того, что я нахожусь не на своем
месте в этой большей системе. Тем самым я вмешиваюсь в систему клиента и беру
на себя роль, которая не приносит пользы, даже когда расстановка давно уже закончена
и когда я не поддерживаю явной связи с клиентом. Это имело последствия для моего
здоровья и отношений. Если клиент приходит с темой, связанной со здоровьем, то
наши собственные темы здоровья в связи с расстановочной работой становятся для
нас указателем пути. Этот указатель помог мне подвергнуть проверке и изменить
мою практику и помогает мне сохранять мое подлинное место в большей системе.
Теперь я регулярно сканирую энергии моего тела, чтобы увидеть, какие энергии я беру
из расстановок и как они сказываются на моих органах. Мне кажется разумным работать
с этими энергиями и не ждать, пока появятся симптомы.
3.
В
моей практике эта бóльшая система исцеления состоит из самой расстановки, меня
как ведущего, клиента и его системы, нездоровых энергий, которые я «подхватываю»
в работе, и того, что есть – еще это можно назвать большим неизвестным. Это
помогло мне прийти к большей ясности в моих отношениях с тем, что есть, и я
начинаю все больше и больше понимать про отношения того, что есть, моего
здоровья и успеха клиентов, которые благодаря расстановке добиваются прогресса
в жизни.
Теперь,
кажется, все. Я начал с рассмотрения того, как функционируют расстановки и как
они могут быть успешными для клиентов. Это привело меня к целенаправленным
отношениям с большим неизвестным в ежедневной практике и в расстановочной работе.
Это одна большая система.
Дэвид Мэйтс,
1955 г.р., англичанин, ведет терапевтическую практику в Сиднее, Мельбурне,
Гонконге и Китае. Работал с европейцами, африканцами, индейцами и китайцами,
при этом, по его ощущению, на него в равной степени влияют идеи Берта
Хеллингера, гештальт-терапия и дзен-буддизм. Член Международной ассоциации
системных расстановок ISCA. [1] Оригинал
статьи был опубликован в журнале «Praxis der Systemaufstellung» (2/2010).