В своей терапевтической практике я ориентируюсь на:
I. 4-х фазную модель работы с
травмой Луизы Реддеман: 1) контакт и диагностика, 2) стабилизация, 3)
конфронтация, 4) интеграция.
II. бодинамическую
телесно-ориентированную классификацию структур характера, которая дает
представление о предполагаемых ресурсах и о ведущих патологических паттернах
для каждой структуры характера.
Фаза контакта и диагностики. Первичная диагностика и установление контакта начинается на первых встречах. Однако вопросы, касающиеся этой фазы, могут быть актуальны и в
дальнейшем терапевтическом процессе.
Задачи
первой фазы:
1.
Установить доверительный контакт.
2.
Получить информацию, касающуюся следующих аспектов:
·
уровень устойчивости клиента (какие у клиента ресурсы, возможность
обретения новых, уровень социальной адаптации, внешняя и внутренняя
безопасность);
·
степень травмированности и доступность травматического материала (ничего не
знает о своей травме или, наоборот, травматические переживания сильно
захватывают);
·
сознательные и бессознательные защиты, используемые клиентом;
·
что может быть триггером для попадания в травматические переживания;
·
возможности саморегуляции клиента, способность успокаивать себя самому.
3.
Предположить, к какой структуре характера относится клиент, или заметить темы
какой структуры характера актуальны в данный момент для клиента.
Предположительно к какой структуре характера относятся родители клиента. Иногда
структура видна сразу, иногда нужно время для ее определения. Это дает
возможность предположить, какие бессознательные решения реализует клиент.
Основные правила сбора информации при работе с
травмированным клиентом. Ресурсно-ориентированная
позиция травматерапевта.
1. Интервью с клиентом следует начинать с разговора о ресурсах — о сильных
сторонах, умениях, навыках, жизненном опыте, достижениях, состояниях успешности
в прошлом, исключениях из правил в существующей проблеме (было ли когда—то
иначе). Помочь клиенту соединиться с хорошим опытом на всех каналах восприятия —
в мыслях, в образах, в ощущениях, в чувствах. Дать время на проживание
позитивных состояний.
2. При разговоре о проблеме периодически переключать внимание с проблемы на
ресурс. Чередовать разговор о проблеме с разговором о ресурсах.
3. Помогать замечать силу в проявлении неосознаваемых чувств. Например, когда
ты злишься, ты выглядишь энергичным и сильным.
Фаза стабилизации.
Это самая длительная фаза, во время которой происходит информирование клиента о
механизме травмы, обучение саморегуляции, разрешение внешних и внутренних
конфликтов, работа, направленная на то, чтобы все внутренние части были согласны
с терапевтической работой и на то, чтобы клиент чувствовал себя безопасно в
своем теле.
Фаза конфронтации.
Целью конфронтации непосредственно с самой травматической ситуацией является
десенсибилизация. То есть если что—то напомнит о травме, клиент сможет вести
себя спокойно. Чтобы он не вел себя так, как будто снова происходит
травматическое событие.
Фаза интеграции.
Интеграция внутреннего пространства. Наступает время для печали, признания
собственной судьбы, возможно духовного измерения и того, что называется
посттравматическим ростом. Формирование навыков. Построение планов на будущее.
На каждой фазе
расстановка как инструмент (индивидуальная или в группе) помогает решать
специфические задачи.
Задачи расстановки (групповой или индивидуальной) на 1 фазе
травматерапевтического процесса (контакт и диагностика):
· Дистанцирование от травматических переживаний.
· Обнаружение и идентификация травмированной части и проверка
контакта с ней.
· Обнаружение ресурсных частей.
· Обнаружение конфликтующих между собой частей (агрессора,
саботажников).
· Исследование «Как диссоциативные части взаимодействуют между
собой и с терапевтом. Какое место дает клиент терапевту в своем образе».
· Проверка способности клиента дистанцироваться и наблюдать
внутренние процессы со стороны.
Если в
первичной или последующих беседах клиента захватывают травматические
переживания, то можно предложить клиенту:
а) вывести
часть, захваченную чувствами (или которая не в состоянии говорить), дать ей
место (в индивидуальной сессии используя якорь). Далее работа может
развернуться с этой частью или клиент захочет продолжить говорить о своей теме;
б) вывести
внутреннего наблюдателя;
в) если после
выведения травмированной части меняется состояние клиента, но появляется другое
состояние, чувство, ощущение, то можно выводить те части, которые проявляются.
При этом определение и выведение части должно быть обосновано и понятно
клиенту;
г) если этого
недостаточно, то можно дать место еще и метанаблюдателю, который видит все
части и наблюдателя в том числе.
При
сильном вытеснении травмированной части, которая проявляет себя через симптом
или какое-либо беспокоящее психофизическое состояние, бывает полезно сделать
расстановку-исследование в группе с заместителями.
Задачи расстановки (групповой и индивидуальной) на 2 фазе
травматерапевтического процесса (стабилизация):
1.
Работа по
наращиванию ресурсов, ресурсные расстановки:
· Ресурсы — сильные стороны,
умения, навыки, жизненный опыт, достижения, состояния успешности в прошлом,
исключения из правил в существующей проблеме (было ли когда — то иначе).
· Ресурсы разных возрастов.
· Ресурсы взрослого и ресурсы
ребенка в том возрасте, когда была травма.
· Внутренние и внешние ресурсы и
связь между ними. Какие внутренние ресурсы позволяют пользоваться внешними
ресурсами.
· Команда частей из настоящего и
травмированная часть. Как части из настоящего могут помочь травмированной
части.
· Диалог между конфликтующими
внутренними частями, контакт с ними и разрешение конфликта.
2. Забота о травмированных частях.
Работа с травмированной частью заключается в том, чтобы
увидеть ее, признать, установить контакт и найти возможность позаботиться о
ней.
Если травмированная часть сильно вытеснена, и клиенту пока
невозможно позаботится о ней, то:
· полезно разделить раненную часть
и травматический опыт (историю);
· ввести фигуру хорошего места, где
все есть для раненной части.
3.
Простраивание отношений с близкими людьми, коллегами.
· Диалог с человеком, с которым
есть конфликт.
Задачи расстановки (групповой и индивидуальной) на 3 фазе
травматерапевтического процесса (конфронтация):
· Семейная расстановка, когда у клиента уже достаточно ресурсов.
· Спонтанная или запланированная экспозиция травматической ситуации.
Задачи
расстановки (групповой и индивидуальной) на 4 фазе травматерапевтического
процесса (интеграция):
1. Интеграция
внутренних частей начинается уже на фазе стабилизации, когда клиент знакомится
со своими ресурсными частями. Затем ресурсные части все вместе могут
позаботиться о раненной части.
На
фазе интеграции можно давать задания:
· прочувствовать
всем частям вместе какое-то чувство;
· подумать
вместе над какой-то задачей;
· рассмотреть
всем вместе один образ, например, посмотреть на травмированую часть.
2. Формирование навыков нового
поведения.
Работа с выживающими частями (донести до них то, что сейчас
другое время, у клиента больше ресурсов), интеграция их в новую реальность
клиента.
Часть, которая обладает каким-то навыком может поделиться им
с другими частями.
3. Ритуалы перехода в новую
реальность:
· Внутренние Взрослый, Родитель,
Ребенок и актуальная задача.
· Встреча «Я сегодня» с «Я через 5 лет».
Расстановка
в группе позволяет увидеть то, что не проявлено на сознательном уровне,
помогает увидеть одновременно много динамик. Но преждевременная расстановка в
группе может быть опасна для клиента, у которого есть внутренний раскол, и нет
ощущения целостности. В этом случае расстановка в группе может стать
конфронтацией с травмой, с невыносимым переживанием, к чему клиент не готов
из-за нехватки или отсутствия ресурсов. Увиденные динамики могут напугать клиента
и даже ретравматизировать. Это приведет к тому, что бессознательные защиты
усилятся, и в дальнейшей работе будет труднее подойти к травматическому
материалу.
Расстановка
в индивидуальном сеттинге на якорях позволяет идти медленно, останавливать ее
там, где необходимо клиенту, выбирать темп, локальность, работать с чувствами,
с телесными проявлениями.
Наталья Андреева — психолог, специалист по работе с
травмой, системным расстановкам, психодраме, танцевально-двигательной терапии.
Преподаватель и супервизор ИКСР. Автор и руководитель обучающей программы
«Интегративная травматерапия».