Top.Mail.Ru

Семейные расстановки – психотерапия или философия?

Главная / Газета / Статьи / Семейные расстановки – психотерапия или философия?

Семейные расстановки – психотерапия или философия?Мне трудно писать эту статью, но это необходимо.

Во-первых,
необходимо для того, чтобы проинформировать психологов, психотерапевтов
и всех потенциальных пользователей семейных и системных расстановок о
реальном положении дел в этой области, которая в последние годы стала
очень популярной в нашей стране. А также чтобы предупредить о скрытых
опасностях и «подводных камнях», которые есть в этой работе. Многие из
них проявились лишь в последнее время. Я считаю, что клиенты, да и сами
расстановщики должны знать полную правду о методе, которым они
пользуются или хотят воспользоваться, а также о его разновидностях.

Я
являюсь первопроходцем в области семейных расстановок в русскоязычном
пространстве и именно тем человеком, который больше кого-либо сделал для
того, чтобы системно-феноменологический подход и системные расстановки
получили столь широкое распространение и признание в России, странах СНГ
и Прибалтики. Я чувствую с этим способом работы особую связь, и мне
далеко не безразлично, в каком направлении будут развиваться системные
расстановки дальше. Будут ли они в качестве метода психотерапии и
консультирования служить всем людям, попадут ли они под контроль
небольшой группы людей, которые будут извлекать из этого максимальную
выгоду, или, возможно, превратятся в маргинальную секту, которую просто
запретят, – покажет время.

Я
считаю, что потенциал семейных расстановок как инструмента, с помощью
которого люди могут изменить в лучшую сторону свои личные, семейные и
родовые судьбы и уменьшить число человеческих страданий в этом мире,
очень велик и до конца еще не исследован и не реализован. Поэтому моя
работа и работа Института консультирования и системных решений
направлена на раскрытие этого потенциала и на то, чтобы он служил всем
людям.

Я
лично знал Берта Хеллингера еще в то время, когда он называл себя
психотерапевтом, и когда семейные расстановки в его исполнении помогали и
служили многим людям. Поэтому сейчас мне очень непросто смотреть на
изменения, произошедшие с ним за несколько последних лет и сделавшие его
скорее «философом», чем психотерапевтом. Особенную тревогу вызывают
попытки поставить системные расстановки под контроль таких организаций,
как Hellinger Siencia («Наука Хеллингера») и Hellinger Sсhuelle («Школа
Хеллингера»). Хотя благодаря ясной позиции многих психотерапевтов и
профессиональных объединений в разных странах мира эти попытки не имели
успеха, и я надеюсь, что основная опасность уже позади.

Теперь
обо всем по порядку. Я познакомился с методом семейных расстановок
более 15 лет назад, и тогда он поразил меня, уже опытного
психотерапевта, своей глубиной, эффективностью и быстрыми результатами.
Впоследствии я не раз получал подтверждение этому моему первому
впечатлению в моей практике, из отзывов моих клиентов и в общении со
многими коллегами, отечественными и европейскими психотерапевтами,
которые говорили, что по точности и глубине проникновения в человеческое
бессознательное семейным системным расстановкам нет равных. Это глубже,
чем гипнотерапия, глубже, чем трансперсональная психотерапия и многое
другое. Испытав исцеляющее действие этого метода на себе, я стал активно
его пропагандировать и распространять. Мной издано более 25 книг по
этому методу, проведено больше 1000 клиентских семинаров,
образовательных и обучающихся программ. Я сам стал ведущим
профессионалом в этой области, и подтверждением этого является мой
личный вклад в официальное признание системных расстановок как метода
психотерапии и консультирования в России.

Первая
книга по семейным расстановкам на русском языке была выпущена мной в
начале 2001 года, это была книга Гунтхарда Вебера «Два рода счастья». В
том же году состоялся первый приезд Гунтхарда Вебера и Берта Хеллингера в
Россию. Время летит быстро, и в сентябре 2011 года на Втором
международном евроазиатском конгрессе по системным расстановкам «Время
перемен» в Москве мы отмечали десятилетие системных расстановок в
России. За прошедшее время в разных городах России, Украины, Казахстана,
Прибалтики и т.д. мной были организованы международные обучающие
программы, которые проводили самые именитые специалисты из Германии и
других стран Европы, такие как Гунтхард Вебер, Берт Хеллингер, Хантер
Бомон, Гунтхильд Бакса, Якоб и Зиглинда Шнайдер, Альбрехт Мара, Марианна
Франке-Грикш, Штефан Хаузнер и др.

Однако
то, что происходит с методом сейчас, вызывает у меня сильную боль и
большие опасения. Это связано с позицией, которую занимает сейчас один
из создателей метода семейных расстановок Берт Хеллингер. Важно
отметить, что изначально семейные расстановки создавались исключительно
как психотерапевтический метод. В его основе лежат такие известные и
признанные во всем мире психотерапевтические методы, как:

Анализ жизненных сценариев (скрипт-анализ) Эрика Берна.Первичная терапия Артура Янова.Семейная скульптура Вирджинии Сатир.Групповая динамика Курта Левина.Концепция уравновешивания (давать-брать) Ивана Бузормени-Надя.Классическая семейная терапия Мары-Сельвини Паллацолли, Хельма ШтирлинаГипнотерапия Милтона Эриксона.Провокативная терапия Френка Фаррелли.

Сам
Хеллингер в середине 1980-х годов (в то время, когда создавался метод
семейных расстановок) называл себя и фактически являлся психотерапевтом.
Он получил мировое признание благодаря усилиям многих системных
психотерапевтов, таких как Гунтхард Вебер, Хантер Бомон, Якоб и Зиглинда
Шнайдер, Альбрехт Мар, Хайнрих Бройер, Гунхильд Бакса, Марианна
Франке-Грикш, Штефан Хаузнер, Ян Якоб Стам и многих других, которые
через свою практику и открытия обогатили метод. Многие из этих открытий
Хеллингер интегрировал в свою практику. С помощью семейных расстановок
огромное количество людей получили реальную помощь, многим они принесли
облегчение и избавление от страданий.

Однако
через 20 лет после создания метода, в середине 00-х годов, начались
изменения далеко не в лучшую сторону. Это происходило постепенно. В 2004
году в Германии началась массовая критика Хеллингера за все чаще
проявляющуюся в его работе авторитарность и подталкивания клиентов к
покорности идеям тоталитарных режимов прошлого. Поводом к ней послужили
самоубийство одной клиентки, делавшей расстановку у Хеллингера, а также
факт проживания Хеллингера в доме в Берхтесгаден, где во время войны
находилось отделение нацисткой рейхсканцелярии. Хеллингер в это время
все больше проявляет неуважение к профессиональному
психотерапевтическому и системному сообществу и реагирует на критику
далеко не конструктивным образом. С этого момента он начинает отходить
от психотерапии и все больше говорит о себе как о философе. Он начинает
создавать вид расстановочной работы, которую называет «движениями духа»
или «новыми семейными расстановками». Эта разновидность работы
создавалась постепенно на основе классической семейной расстановки и
направления работы, которое называется «движение души».

Изменения
происходили поэтапно. Вначале возникла работа, которая получила
название «движение души», которая, по сути, является перенесением
классической семейной расстановки на более широкие социальные контексты и
системы, такие как род, народ, государство и т.д. Этот вид работы
действительно расширил традиционный контекст классических семейных
расстановок и во многом обогатил их открытием и пониманием динамик,
работающих на уровне социальных и религиозных систем, объединяющих
большое количество людей. Стали осознаваться системные и семейные
подоплеки коллективных травм, таких как войны, репрессии и другие
трагические исторические события. Началось исследование влияния подобных
событий на последующие поколения, а также исследование системных
динамик, которые проявляются у потомков участников таких событий. В
основном, это относилось к динамикам, возникающим во взаимодействии
между агрессорами и их жертвами. Стало понятно, что жертвы принадлежат к
родовым системам агрессоров, а агрессоры – к системам жертв, и это
оказывает влияние на последующие поколения в этих системах.

В некоторых из таких расстановок заместители агрессоров говорили, что они чувствовали себя  ведомыми некоей большей
силой, которой они не в состоянии были сопротивляться. Позже Хеллингер
назовет эту силу «духом». Кроме того, часто заместители агрессоров в
расстановках чувствовали, что их тянет к их жертвам, и они хотят
разделить с ними их судьбу или идти в смерть, чтобы соединиться со
своими жертвами. Они ощущали эту тягу, как идущую из глубины их души, – отсюда возникло название «движение души».

Позже
для объяснения такого рода процессов Хеллингер выдвигает весьма спорную
концепцию или модель объяснения, которую в дальнейшем он переносит на
всю жизнь в целом. Эту модель он называет «прикладной философией».
Расстановки в этой модели стали называться «движениями духа», а позже
появилось название «новые семейные расстановки». С появлением
«прикладной философии» Берт Хеллингер все меньше позиционирует себя как
психотерапевт и все больше называет себя философом, а позже и вовсе
заявляет, что он покинул поле психотерапии. В России он заявил об этом
на семинаре «Идти вместе с духом» в мае 2009 года.

Я кратко укажу на некоторые опасные позиции «прикладной философии». Центральный тезис этой философии следующий: «Нет различия между добром и злом, за всем стоит Дух (все идет от Духа (Бога))».
В России это утверждение было озвучено Хеллингером на обучающем
семинаре для профессиональных расстановщиков в мае 2008 года в Москве.
Тогда он утверждал: «За всеми самыми тяжелыми событиями, происходящими в
мире, стоит Бог. Когда в мире происходят ужасные вещи, Бог смотрит и
говорит, людям: «Это был я»». (Видео 1 можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=ldxTKPOIwvo
) Хеллингер утверждает, что агрессоры, насильники, убийцы, в том числе
известные мировые тираны, такие как Гитлер или Сталин, ведомы духом
(Богом), который действует за пределами Добра и Зла, и за рамками
человеческой совести. (Примечание: В одном исследовании было посчитано,
что если бы в России сохранилась, та же ситуация, которая была в ней до
первой мировой войны, с теми порядками и тем же уровнем медицинской
помощи, но при этом не было бы двух войн, революции, сталинских
репрессий и т.д., то сейчас в России жило бы 1 250 миллионов человек).

Это
упрощение и уплощение понимания Бога. Действительно, согласно
христианской традиции, в которой воспитывался Хеллингер, Бог выше добра и
зла. Однако это не означает, что между Добром и Злом можно поставить
знак равенства, и это не означает, что зло происходит от Бога. Зло и те,
кто ведом злыми силами, не имеют к замыслам и действиям Бога никакого
отношения. Согласно христианской традиции, Бог зла не творит, зло
возникло в результате того, что люди отвернулись от Бога и таким образом
лишили себя его присутствия, защиты и благодати. Зло очень быстро
порабощает человека, который отворачивается от Бога, и результатом
становится страдание и смерть. Таким образом, в «прикладной философии»
Хеллингера происходит явная подмена, она противоречит и христианской
традиции, и фундаментальным человеческим ценностям, да и просто здравому
смыслу. Тем не менее, Хеллингер возвел ее в Абсолют и транслирует ее на
своих семинарах.

То,
что агрессоры, насильники, убийцы и тираны сами не ведают то, что
творят, что они зачастую действительно ведомы некой «большей силой», –
часто это действительно так. Но вопрос: является ли эта «сила», этот
«дух», который движет агрессорами, насильниками, убийцами – Богом?
Конечно, нет! В большинстве случаев эти люди ведомы «темными» силами,
силами Зла, которое противостоит Добру и пытается противостоять Богу.
Уравнивание Бога и «духа» – это завуалированная подмена. Подмена,
которую используют силы Зла, ведь в этом случае их деяния выдаются за
деяния Бога. Для них такая философия очень выгодна, любое человеческое
страдание, бедствие любых масштабов можно выдать за «добро, идущее от
Бога». Выдавая эту подмену за истину, силы зла умножают страдания
большого количества людей.

По
сути, «прикладная философия» оправдывает агрессоров, убийц,
насильников; если ей следовать, они представляются чуть ли не героями,
выполняющими волю Бога, а жертвы, их семьи и другие люди должны просто
согласиться и принимать все, что делают агрессоры. Если принять
утверждения «прикладной философии» всерьёз и начать применять их в
расстановочной работе (что уже пытаются делать некоторые «особо
верующие» в Хеллингера и «прикладную философию» расстановщики), то это
приводит к болезненным искажениям в расстановочной работе и к
ретравматизации клиентов. А ведь эта работа была создана и делается в
первую очередь для того, чтобы помочь людям.

Что
происходит с душой человека, когда «особо верующий расстановщик»
безоговорочно, не разбираясь в тонкостях произошедшего в системе его
клиента, требует от него «принять в свое сердце» агрессора, насильника
или убийцу? Ведь если агрессор, насильник или убийца не раскаялись после
содеянного и упорно стоят на своем, то отражение их энергии в семейной и
родовой душе клиента заряжено таким же упорством и той же убийственной
яростью. Если клиент говорит этому отражению «Да», то он подпадает под
власть этой энергии, а иногда может стать ее рабом, ведь зачастую
подобные энергии обладают большой разрушительной силой. Это означает,
что осознанно или неосознанно «расстановщик» может подтолкнуть клиента
стать агрессором, насильником или убийцей. А если клиент не принимает
агрессоров, то на основе «прикладной философии» из этого делаются
скоропалительные выводы о том, что клиент не согласен с «волей бога».

Зададим
себе простой вопрос: зачем меняться, зачем к чему-то стремиться, что-то
делать или чего-то достигать, если от человека ничего не зависит, если
всем движет «дух»? Человек, принимающий «прикладную философию» в
качестве своей новой веры, превращается в робота, в машину, выполняющую
указания того, кого он считает приближенным к «духу». Все ошибки
расстановщиков могут быть списаны на «дух», ведь он всем движет, в том
числе и расстановщиками. Недобросовестные расстановщики могут
использовать эту идею для давления на клиентов и манипулирования ими,
для продавливания в расстановочной работе собственных идей, выдавая их
за веяния «духа», а на самом деле не имеющих к клиентам никакого
отношения. И еще один вопрос, почему вдруг в «прикладной философии
исчезает величайший человеческий дар – свобода воли?

Если
все, что происходит в жизни человека, нужно просто принять за «волю
Бога», то любая терапевтическая работа (да и любые сознательные
изменения в жизни человека), по сути, теряет всякий смысл. Люди приходят
к психотерапевту в надежде справиться с трудностями, разрешить
проблемы, достичь позитивных изменений, обрести новые силы, состояние
счастья и гармонии, – то есть сделать шаг из-под разрушительной власти
зла к добру, к свету, к счастью, к истине. В классических семейных
расстановках психотерапевт помогает клиенту шаг за шагом идти к этим
позитивным изменениям в его жизни. Но если, следуя «прикладной
философии» мы вместо позитивных изменений предложим человеку просто
согласиться с тем, что над ним властвует Зло и разрушает его жизнь, и
более того, если мы предложим человеку интегрировать зло и разрушение в
свою душу, впустить их в свое сердце, –
психотерапевтическая работа потеряет свое содержание, смысл и цель. Если
вместо того, чтобы помогать людям, мы будем оставлять их жить под
властью зла, мы перестанем быть психотерапевтами, мы станем кем-то
другим; может быть, мы превратимся в адептов очередной странной секты.
Каких бы религиозных взглядов ни придерживался психотерапевт, будь он
христианином, мусульманином, буддистом или атеистом, –
если он перестает помогать клиенту, если он перестает содействовать
добрым изменениям в его жизни, то есть если он не выступает на стороне
Добра против Зла, он перестает быть психотерапевтом. Так или иначе,
противопоставление Добра и Зла, человеческого счастья и страдания не
может быть исключено из психотерапевтической работы. И неудивительно,
что «прикладная философия» вызывает критику и протест у многих
профессионалов, которых искренне волнует судьба клиентов, и состояние их
души.

Что
же могло произойти с человеком, который сначала был христианским
миссионером, затем почти 40 лет работал в психотерапии, который призывал
к широте взглядов, сделал в своей жизни столь много хорошего как для
психотерапии в целом, так и для клиентов, а под конец своей жизни стал
философом, больше похожим на мутного эзотерика? Этот вопрос волнует
многих, кто работает с человеческой психикой и душой. Может быть, в этой
метаморфозе важную роль сыграла большая популярность и слава, с которой
Хеллингер не смог совладать? Может быть, роковую роль сыграли огромные
гонорары, которые стал получать бывший миссионер и скромный
психотерапевт, когда расстановочные взгляды завоевали сердца и умы
коллег-психотерапевтов и клиентов? Может быть, речь идет о расщепленной
личности, о чем говорят многие бывшие друзья и коллеги, знавшие Берта,
когда он еще не был столь знаменит? Ведь Берт – это лишь псевдоним, а
настоящее имя этого человека – Антон Хеллингер. Может быть, роковую роль
сыграла его новая жена София, в присутствии которой Берт начинает вести
себя так, как будто он другой человек? Возможно… Но скорее всего, это
лишь обстоятельства, без которых метаморфоза не была бы возможной. В
христианской традиции описана одна важная закономерность (в других
традициях она тоже есть): когда человек на пути своего духовного
развития достигает больших высот, а его жизнь и деятельность реально
могут изменить в лучшую сторону жизни большого количества людей, то к
нему в разных обличьях являются посланники темных сил. Они искушают его и
под самыми благовидными предлогами стремятся увести этого человека с
пути, ведущего к духовной реализации. Было это так или как то по-другому
– мы, скорее всего, не узнаем. Но хочется верить, что положения
«прикладной философии» просто являются заблуждением души, ищущей путь в
нашем непростом мире, который является ареной борьбы сил Добра и Зла.

То,
о чем я еще хочу написать здесь, – это организация Hellinger Siencia
(«Наука Хеллингера»), которой фактически руководит новая жена Берта,
София Хеллингер. Что это за организация и чему она учит? В книге «Любовь
Духа» Хеллингер пишет о Hellinger Siencia как об универсальной науке
человеческих отношений. Вопрос: действительно ли это так? Сейчас
Хеллингер много говорит на своих семинарах о «новых семейных
расстановках», что же они собой представляют и чем отличаются от
классических? Это мы могли наблюдать на семинарах «идти вместе с духом» в
мае 2009 года в Москве. Изначально планировалось, что эти семинары
будет вести Берт Хеллингер. Позже он спросил у меня: возможно ли, что в
следующий раз в Москву вместе с ним приедет его новая жена. Я, конечно
же, согласился, наивно полагая, что на ход семинаров, а тем более на
работу с клиентами это мало повлияет. Это было ошибкой, и в реальности
все произошло совсем иначе. Семинары в Москве Берт вел вместе со своей
женой. Правильней сказать, что семинары вместо Берта, при его
присутствии и молчаливом согласии, вела его жена, и они фактически
превратились в рекламу Hellinger Siencia. София Хеллингер пыталась
позиционировать себя в качестве знатока русской души. Для этого она
включала в качестве музыкального сопровождения сделанных ею расстановок
«Господи, помилуй» и другие православные молитвы и песнопения. В
качестве «новых техник» семейных расстановок было показано, как стучать
микрофоном по голове клиента, если его мнение отличается от мнения
ведущих, как выставлять участников семинара за дверь (Видео 2 можно
посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=hjp7Frr3QjQ
), как вместо терапевтической работы предлагать клиентам просто
согласиться со своими проблемами, несмотря на то, что сами клиенты
готовы с ними работать. Во многих сделанных работах напрочь
отсутствовало элементарное уважение к человеческому достоинству
клиентов. Вместо ясных и лаконичных семейных расстановок на семинарах
под общим названием «Идти вместе с духом» были продемонстрированы
различные мутные групповые процессы, энергетические техники (Видео 4
можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=KVJXL8TkbjQ
). И это не те техники, которые есть в белом шаманизме и которые
открывают единение человека с природой, со всем живым, с верхними
мирами, которые одухотворяют и просветляют человека. Это были техники
«черного шаманизма», которые соединяют человека с нижними мирами, с его
темными силами, которые в конечном итоге делают человека своим рабом.
Важно отметить, что с некоторыми из подобных процессов мы
экспериментировали еще в середине 90-х годов в Трансперсональном
институте. Тогда еще никто и не слышал о «движениях духа», и называли мы
эти процессы «посвящением в безумие». Выяснялось, что вследствие этих
процессов эмоциональное и физическое состояние участников ухудшалось, и
мы быстро отказались от подобных практик, хотя внешне это выглядело
эффектно и производило впечатление на участников семинара. Я сразу
сообщил об этом опыте Берту, он удивился, но стал настаивать на том, что
демонстрируемые здесь техники действительно «новые» и что многие, кто
видел «движения духа» принимают их за трансперсональные техники; Берт
отказался что-либо менять в ходе семинара. Как и следовало ожидать,
после семинаров «Идти вместе с духом» у многих участников ухудшилось
эмоциональное и физическое состояние, а у ряда людей обострились болезни
и появились симптомы. С некоторыми участниками пришлось проводить
длительную терапию, чтобы они вернулись к тому состоянию, которое было у
них до этих работ. По сути, клиенты были использованы ведущими для
достижения своих собственных целей и решения собственных проблем, а
семейные расстановки из инструмента помощи были превращены в инструмент
для проведения шоу. Существуют видеофильмы об этих семинарах, где все
это можно увидеть.

Как
участники, так и организаторы семинара обращались к Б. Хеллингеру с
просьбой повлиять своим авторитетом на складывающуюся ситуацию, но
ничего реального на семинарах в Москве им сделано не было. По сути,
повторился накатанный сценарий, целью которого являлась попытка
поставить расстановочное движение в России под контроль организации
Hellinger Siencia, а если это не получится, то вызвать в нем раскол. Эту
процедуру Берт и его жена уже проделали ранее в ряде других стран, где
системные расстановки завоевали популярность. Используя свой авторитет,
Берт навязывает всем интересующимся расстановочной работой в качестве
«учителя расстановок» свою новую жену Софию Хеллингер, которая не имеет
перед расстановочным движением никаких реальных заслуг. Являясь
травмированным человеком, она выдает свои фантазии за реальность и
навязывает их клиентам. Используя положение жены Хелленгера, она
пытается в разных странах мира поставить расстановочное движение под
свой личный контроль и получить за счет популярности старых идей своего
мужа как можно больше денег и власти. Это еще одна подмена.

Если
мы заглянем на сайт Hellinger Siencia, то мы увидим, что София
Хеллингер обучает «новым семейным расстановкам», «движениям духа» и
энергетическим практикам. Однако на самом деле она пытается
примитизировать семейные расстановки и обучение им, заявляя, что
обучение системным расстановкам возможно и без профессионального
образования в сфере помогающих профессий, то есть каждый, кто захочет,
может обучиться и потом работать с людьми; что семейным расстановкам
может научиться любой, просто наблюдая за тем, как делают расстановки
другие ведущие, и при этом не надо работать над своими личными темами,
не надо делать супервизию своих работ.

Важно
понимать, что основной инструмент помощи в психотерапии и
консультировании – это душа помощника, она как зеркало, в котором
отражается реальность клиента. Но если зеркало грязное или оно
повреждено (травмировано), то все нерешенные темы помощника
бессознательно переносятся и проецируются на клиента. Длительное, а
зачастую многолетнее обучение в психотерапии и консультировании
необходимо, чтобы «отмыть» и исцелить собственную душу помощника.
Задайте себе вопрос: отдадите ли вы в ремонт свою машину начинающему
практиканту, или согласитесь ли вы на операцию у «хирурга» без
медицинского образования только потому, что он обещает вылечить вас
быстро и от всего сразу? Hellinger Siencia выдает сертификаты всем, кто
заплатит деньги, совершенно не заботясь о том, что будет с клиентами ее
выпускников. А негативные последствия работы этих выпускников уже, к
сожалению, есть и в нашей стране.

Таким
образом, уважаемые читатели, если вы слышите словосочетания «движения
духа» или «новые семейные расстановки», Hellinger Siencia («Наука
Хеллингера»), Hellinger Sсhuelle («Школа Хеллингера»), то не принимайте
все, что об этом говорят, за чистую монету. Не будьте излишне
доверчивыми, относитесь ко всему с долей здравого скептицизма и больше
доверяете своим чувствам, интуиции и здравому смыслу. Помните простую
библейскую истину, что судить о чем-то можно только по плодам, т.е. по
результату, а не по словам.

За
30 лет своей работы Хеллингер-психотерапевт собрал много открытий и
действенных примеров психотерапевтической работы и им можно доверять. А
вот Хеллингер-философ создал то, что нуждается в многократной проверке, и
подходить к этому нужно с очень большой осторожностью. Как-то раз в
беседе со мной Берт признался, что всегда шел за силой, он ведом этой
силой и находится у нее на службе. Он с особой гордостью и упоением
рассказывал, что книга «Богомысли» написана им через автоматическое
письмо (это измененное состояние сознание, в котором человек пишет
автоматически, не пропуская смысл написанного через свое сознание, и он
может осмыслить написанное лишь в тот момент, когда сам прочитает то,
что написал в трансе). Наблюдая за ним в этом момент, я отметил, что
Берт как бы сообщает нам: «Видите, я же избранный», и в этот момент он
как бы восхищался собой. Он был похож на человека, который настолько
увлечен своей игрой, что все происходящее вокруг него, кроме самой игры,
не имело никакого значения. Это подтверждает многократно озвученный им
тезис о том, что он ведомый. Но здесь возникают другие вопросы: кем он
избран, что за сила его ведет, находиться ли эта сила на службе у людей,
отражает ли она замысел Бога, или эта сила находится на другой –
«темной стороне» и служит ей?

Конечно,
наличие столь разных тенденций у одного из создателей семейных
расстановок создает двойственность, но такова реальность нашего
непростого мира. Оставаться в двойственности непросто, поэтому
приходится делать выбор. Особенно это важно для тех, кто серьезно
относится к своей работе и уважает своих клиентов. Передо мной этот
выбор стал в 2009 году после семинаров «Идти вместе с духом», и делать
его мне было очень непросто, т.к. моя лояльность
Хеллингеру-психотерапету и доверие к его идеям были очень велики. Но
факты вещь упрямая, и я кратко расскажу о том, что определило мой выбор и
изменило мое отношение к Хеллингеру-философу.

Первое,
что насторожило меня, произошло, когда Б. Хеллингер опубликовал в своем
журнале отчет о расстановке со Сталиным, которая была сделана на
семинаре по семейным расстановкам для опытных расстановщиков во
Владивостоке в 2008 году. Я тогда сопровождал Хеллингера в поездке по
России, и этот семинар был организован мной и Игорем Клименко из
Владивостока. На второй день семинара Б. Хеллингер решился сделать
расстановку, связанную с исследованием эпохи Сталина в СССР. В этой
расстановке я был заместителем Сталина. В отчете Хеллингер умалчивает о
фактах, которые проявились в расстановке. В отчете было написано, что
«теперь мы знаем о Сталине все, он просто был ведомым». Подразумевается,
что вел его «дух». Однако при этом Хеллингер почему-то не упоминает о
том важном, что проявилось в этой расстановке и о чем после расстановки
рассказывал я, побывав в роли заместителя Сталина. Я говорил о
постоянной фиксации внимания Сталина на определенной точке, находящейся
достаточно низко над линией горизонта, и инспирация его действий
происходила именно из этой точки. Эта инспирация определенно ощущалась
как инспирация темной силы, в ней практически полностью отсутствовали
какие-либо человеческие чувства. К подлинной (Божественной) духовности
эта инспирация не имела никакого отношения. В этой расстановке я понял,
что Высшие (Божественные) силы осуществляют свою инспирацию из более
высоких точек горизонта, которые находятся у нас над головой, ближе к
зениту. Их присутствие также ощущалось в расстановке, но внимание
заместителя Сталина было четко зафиксировано на одной точке горизонта.
Почему Хеллингер не пишет об этом в своем отчете об этой расстановке?
Этот опыт ставит под вопрос его философскую концепцию о том, что нет
разницы между добром и злом и что все идет от Бога. Разница есть, и
разделение на добро и зло существует, в том числе и за границами
человеческой совести. Этот опыт подтверждает давно известную истину, что
добро и зло существуют и за пределами человеческого мира. Душа человека
является ареной борьбы сил добра и зла, но конечный выбор, какие силы
будут вести его в жизни, делает сам человек.

Следующее,
что изменило мое отношение к Хеллингеру-философу, – это результаты
расстановок, сделанные им и его женой на семинарах «Идти месте с духом» в
Москве в 2009 году. Этого невозможно было не заметить: многие клиенты
приходили ко мне и другим терапевтам и рассказывали о том, что у них нет
никаких результатов после расстановок, сделанных на семинарах «Идти
месте с духом». У некоторых клиентов сильно ухудшилось эмоциональное и
физическое состояние, в том числе у меня самого и у моей жены, так как
мы тоже были излишне доверчивыми и побывали в роли клиентов на том
семинаре. Тогда я понял, что одна из идей «прикладной философии», что не
нужно спрашивать о последствиях расстановок, является в корне неверной.
Эта идея делает ведущего расстановки «непогрешимым», а клиентов –
заложниками ошибок восприятия расстановщика. А ошибки в расстановках
происходят, и происходят не так уж редко. Если не обсуждать последствия
работы, расстановщик не имеет возможности исправить свою ошибку, а
клиент – снова обратиться к нему за помощью. Но самое важное, что
отсутствует обратная связь, при помощи которой расстановщик может
учиться и профессионально расти. Это создает «расстановщиков-гуру»,
которые лучше клиентов знают, что ему нужно.

Далее
произошел еще ряд связанных между собой событий, изменивших мое
отношение к «прикладной философии». Я уже упоминал, что в 2004 году в
Германии был большой скандал, связанный с фактом проживания Хеллингера в
доме в Берхтесгаден, где во время войны находилось отделение нацисткой
рейхсканцелярии. Тогда Хеллингер был обвинен в симпатиях к нацизму,
после чего многие психотерапевты открыто порвали отношения с ним. Берт
же утверждал, что тогда ему негде было жить, т.к. его новый дом еще не
был достроен, и ему просто предложили пожить в доме в Берхтесгаден на
выгодных условиях. Я тогда относился к этому факту как к простому
недоразумению, из которого пресса раздула скандал, может быть для того,
чтобы опорочить известного психотерапевта. Однако во время своего
приезда в Москву в 2008 году Хеллингер в личной беседе со мной и
Альбиной Локтионовой как бы невзначай сам завел разговор об этой теме.
Он еще раз повторил свою версию о том, что в то время ему и Софии негде
было жить, а предложение по аренде дома было очень выгодным. «Странно, –
подумал я, для чего он об этом говорит?», – но снова не придал этому
большого значения. Ответ на этот вопрос пришел ко мне позже, в 2010 году
после нашей семейной поездки на дачу Сталина на озере Рица в Абхазии.
Мы поехали туда вчетвером – я, моя жена, наша 14-летная дочь и
трехлетний сын. Сопровождающим нас в поездке был водитель-экскурсовод,
молодой абхаз 30-35 лет. Мы приехали на дачу Сталина в удивительно
хорошем расположении духа. Был прекрасный солнечный день, великолепная
природа, горы, лес, альпийские луга, изумительное по красоте горное
озеро, великолепные виды горных ущелий, – одним словом, идиллия.
Посещение дачи Сталина не планировалось нами специально, мы только
хотели посмотреть природу и отдохнуть на высокогорном озере Рица. Но
оказалось, что экскурсионный маршрут начинается именно там. Из
любопытства мы решили посмотреть это место. На даче нам предложили
экскурсию по дому, где жил Сталин и другие генсеки бывшего СССР. Сама
дача представляет собой два небольших одноэтажных дома, соединенных
между собой переходом. Она стоит на самом берегу озера в ущелье между
горами и окружена разбитым вокруг парком. Началась экскурсия, и нас
пригласили внутрь дома. Когда закрылась дверь, наш маленький сын
внезапно стал плакать и кричать: «Пойдем отсюда, пойдем на улицу». Его
пришлось долго успокаивать. Я прислушался к чувствам и ощутил давление и
гнетущую тяжесть в теле, а особенно в голове. Экскурсия длилась
недолго, а ощущение становилось все сильнее, и его уже трудно было
выдерживать, под конец к нему добавилось ощущение скрытой опасности и
страха. Когда через 20 минут мы вышли на улицу, мне показалось, что
прошла пара часов. На воздухе стало легче, но гнетущее чувство и страх
не пропали. Мы обменялись впечатлениями с женой: она чувствовала то же
самое, что и я. Этот внезапный контраст перехода от ощущения легкости к
гнетущему давлению и страху – и всего за каких-то полчаса! Я прогулялся
по кипарисовой аллее, где ходил Сталин. На дорожке из бетонных плит,
которая проходила в парке, была выложена звезда Давида. По рассказам
экскурсовода, звезда Давида, выложенная из нарезанных кусочков камня,
была сделана специально по указанию Сталина, чтобы он, когда гулял по
этой аллее, мог топтать ногами символ еврейского народа. Он считал, что
еврейский народ обладает тайным божественным знанием, и поэтому
уничтожал его, как носителя этого знания. Кстати, Гитлер делал тоже
самое. В этом месте отчетливо ощущались сильные злость и страх. Мы пошли
к машине, и хотя наш гид не ходил с нами внутрь дачи, а ждал нас на
стоянке, он вдруг стал говорить нам, что каждый раз, когда он сюда
приезжает, он чувствует подавленность, страх и гнетущее ощущение
тяжести. Стало ясно, что то, что чувствовали мы, чувствуют и другие
люди. Многие люди, а не только те, кто в силу своей профессии привык
фокусировать внимание на ощущениях в теле. Чем больше я вчувствовался,
тем больше становились тяжесть и страх. Появилось желание поскорее
отсюда уехать.

Память
места хранит чувства тех людей, которые, сами того не желая, оказались
связаны с бывшим хозяином этого места. Ведь по его приказу они были
расстреляны, репрессированы, сосланы в Сибирь, погибли лагерях…
Мучительные чувства и боль миллионов людей с искалеченными судьбами
присутствовали здесь. Они постоянно напоминали о том, что сделал хозяин
этого места. Мог ли бывший хозяин этой дачи этого не чувствовать?
Конечно, если та темная сила, которая его вела, поддерживала в нем
состояние бесчувствия, чтобы он был в состоянии выполнять ее волю,
умножать страдания и мучения миллионов неповинных людей. Ведь все темные
силы заинтересованы в увеличении энергии страдания, т.к. именно ею они
питаются и благодаря ей восполняют свои силы.

Характерное ощущение тяжести и страха прошло так же внезапно, как и возникло, стоило нам отъехать от дачи.

Несколько
позже я вдруг вспомнил разговор с Бертом два года назад на семинаре в
Москве. Ведь он тоже жил в подобном месте и не мог не чувствовать того,
что чувствовал я на бывшей сталинской даче. Ведь место, в котором он
жил, тоже наверняка имеет подобную память и хранит чувства огромного
числа жертв нацистского режима, относящихся к бывшим хозяевам этого
дома. Хеллингер находился в этом доме не один час, как я на даче
Сталина. Он вместе со своей новой женой жил в доме в Берхтесгаден, в
бывшем отделении нацисткой рейхсканцелярии. Как же он все это смог
выдержать? Как чувства жертв нацистского режима остались для него
незамеченными? В книге «Долгий путь» Хеллингер пишет, что бывшая
рейхсканцелярия теперь это просто жилой дом. Раньше я этому верил,
теперь – нет.

Сегодня
я по-прежнему уважаю Хеллингера-психотерапевта, идеи которого я сделал
популярным в России и других русскоязычных странах, и признаю его
большой вклад в развитие семейных расстановок. Однако, с нынешней
позицией Хеллингера-философа, ставшего заложником своих новых идей и
ведущей его силы, я согласиться не могу. Его жена София превратила
«новые семейные расстановки» по Хеллингеру из инструмента психотерапии и
помощи людям в Хеллингер-шоу, где ведущие соблазняют клиентов, обещая
им чудо исцеления, используют их для достижения своих сомнительных
целей, а потом просто выкидывают, как использованный материал. Сегодня, к
сожалению, «Движения духа» и «новые семейные расстановки» по Хелленгеру
стали инструментом соблазнения и «честного» отнятия денег у людей,
доверяющих идеям Хеллингера-психотерапевта. Будьте бдительны!

Если
вы проводите семейные расстановки по Хеллингеру, то осознаете ли вы,
чем реально занимаетесь? Проводите ли вы семейные расстановки по
Хеллингеру-психотерапевту или по Хеллингеру-философу? Занимаетесь ли вы
помощью людям и терапией или раздаете своим клиентам пустые обещания?
Насколько вы честны перед своими клиентами? Замечательные слова сказал
системный терапевт и семейный расстановщик с мировым именем Штефан
Хаузнер: «Каждый, кто занимается расстановочной работой, должен для себя
решить, чем он занимается терапией или «прикладной философией»». Лично я
обучаю системно-феноменологической психотерапии и консультированию. Я
занимаюсь помощью людям, когда провожу семейные, организационные,
структурные, симптомные и другие системные расстановки, и они не имеют
никакого отношения ни к «движениям духа», ни «новым семейным
расстановкам» по Хеллингеру-философу. Если вы серьезно занимаетесь
работой с людьми и используете в своей работе семейные расстановки, то
рано или поздно похожий выбор встанет и перед вами.

И
последнее, если вы занимаетесь расстановками, то наверняка знаете одно
из важных правил, действующих в системах, то это уравновешивание в
отношениях (баланс между «давать» и «брать»). Это правило также
действует между вами и вашими клиентами. Если вы обманываете клиентов и
вдобавок не осознаете или, что еще хуже, не признаете этого (т.е.
вытесняете или исключаете), то они сами или их чувства, относящиеся к
вам, будут храниться (принадлежать) к памяти вашей родовой системы. Рано
или поздно кто-то из более младших членов вашей системы станет это
уравновешивать. Хотите ли вы этого для ваших партнеров, детей и внуков?

Решение всегда останется за вами.

Директор ИКСР, к.п.н., член-корр МАПН Михаил Бурняшев

Закажите обратный звонок

Обратный звонок всплывающее окно