«В расстановке находят свое выражение и тело, и разум, и психика, и дух, и душа, а также история, настоящее и будущее, иными словами – вся полнота человеческой жизни».
Генрих Бройер (Heinrich Breuer)
Как известно в психотерапии существует две основные модели: медицинская и личностно-ориентированная. Последнюю имеют право применять специалисты в области психологии, не имеющие медицинского образования. Именно к личностно-ориентированной психотерапии и относится «Системно-феноменологический подход и системные расстановки®». Об эффективности данного подхода долгие годы ведется много споров в научных кругах и среди специалистов-практиков. Спорят о том, можно ли и не вредно ли подвергаться влиянию данного метода. И вообще, можно ли считать его собственно «методом» психотерапии, как именно и с какими проблемами он работает, какую пользу приносит и т.п. Некоторым аспектам указанного выше и посвящена данная статья.
Как указывает М. Бурняшев (к.п.н., руководитель направления «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки®», директор ИКСР, член корр. МАПН), «изначально системные расстановки создавались исключительно как психотерапевтический метод. В его основе лежат известные и признанные во всем мире психотерапевтические методы [3]:
• Анализ жизненных сценариев (Скрипт-анализ) Эрика Берна.
• Первичная терапия (Терапия первичного крика) Артура Янова.
• Психодрама Якоба Морено.
• Семейная скульптура и семейная реконструкция Вирджинии Сатир.
• Групповая динамика Курта Левина.
• Концептуальная терапия и принципы системного уравновешивания (давать-брать) Ивана Бузормени-Надя.
• Школы классической системной семейной терапии. Мара Сельвини Паллацолли и др. (Миланская школа), Хельм Штирлин, Гунтхард Вебер и др. (Гейдельбергская школа).
• Гипнотерапия Милтона Эриксона.
• Провокативная терапия. Фрэнка Фаррелли.
• Классические семейные расстановки. Теа Шёнфельдер, Лес Кадис, Рут МакКлендон, Берт Хеллингер, Гунтхард Вебер.
• Краткосрочная ориентированная на решение терапия (миллуокская модель) Стив де Шазер и Инзу Ким Берг».
Немного истории [3]:
1. Системные расстановки (изначально семейные расстановки) начали широко распространяться в Германии в 1993 году после написания и публикации Гунтхардом Вебером книги «Два рода счастья».
2. В 1997 году в Вислохе (Германия) прошел первый международный конгресс по системным расстановкам, организованный Г. Вебером, на котором было образовано Международное рабочее общество по системным расстановкам (IAG), которое возглавил тот же Г. Вебер.
3. В России и других странах СНГ, системные расстановки получили широкое распространение после издания М. Бурняшевым первой книги, переведенной с немецкого языка, Г. Вебер «Два рода счастья» (в первом издании книга вышла под названием «Кризисы любви»).
4. В 2001 году в Россию приехали ведущие представители семейных расстановок Г. Вебер и Б. Хеллингер, которые провели первые семинары по семейным расстановкам.
5. В 2002 году совместно с Г. Вебером М. Бурняшев организовал первую программу повышения квалификации для психотерапевтов, врачей, психологов, социальных работников и педагогов по семейным расстановкам, позже при поддержке Г. Вебера М. Бурняшевым были организованы программы по организационным расстановкам, структурным расстановкам, системной терапии и консультированию и др.
6. В конце 2006 года «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки®» были признаны направлением психотерапии и консультирования Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и на Первом Паназиатском конгрессе в Екатеринбурге это решение было утверждено.
7. В 2007 году в среде немецких системных психотерапевтов и расстановщиков произошел раскол, связанный с позицией, которую занял один из основателей направления семейных расстановок Берт Хеллингер (подробнее об этом 1,2…). В противовес этому на шестом международном конгрессе по системным расстановкам в Кёльне (Германия) большой группой профессиональных расстановщиков-психотерапевтов (Гунхард Вебер, Хантер Бомон, Якоб и Зиглинда Шнайдер, Альбрехт Мар, Марианна Франке-Грикш, Штефан Хаузнер, Хайнрих Бройер, Барбара Иннекен и др.) создается новая немецкая расстановочная ассоциация DGfS.
8. В России в 2009 году ИКСР прекратил сотрудничество с Хеллингером (после семинара в Москве, на котором Б. Хеллингер заявил, что он больше не психотерапевт, а философ, и вместо знакомых классических семейных расстановок стал проводить совместно со своей женой Софией «новые семейные расстановки» или «движения духа» (эо совершенно иные виды работы по сравнению с описанными им ранее классическими семейными расстановками в книгах «Порядки Любви», «Источнику не нужно спрашивать пути» и т.д.).
На сегодняшний день важно знать, как специалистам-психологам, так и клиентам, которые хотели бы проработать свои проблемы и выйти на решение, с помощью метода системных расстановок, но никак не решаются это сделать, следующее: «Комитет методов и направлений (модальностей) Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), являющейся представителем Европейской ассоциации психотерапии (EAP) и Всемирного совета по психотерапии, принял важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России: «Признавать модальностью психотерапии и консультирования только «Системно-феноменологическую психотерапию (консультирование) и системные расстановки®», другие направления и методики, использующие название расстановка или ссылки на Хеллингера не признавать, т.к. они являются ненаучными и приносят вред клиентам и пациентам» (протокол решения размешен на сайте ОППЛ в разделе «Методы и направления психотерапии«).
«Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки®» обладают научно доказанной эффективностью. Так системные расстановки приводят к положительным изменениям Я-концепции (Höppner, 2001); улучшению психического самочувствия, уменьшению психопатологических симптомов, повышению оптимизма и самоэффективности (например, Chu, 2008; Krüger & Schmidt-Michel, 2003; Sethi, 2009); изменению в положительную сторону в межличностных отношениях (Jost, 2007, Lairaiter & Mitterhuemer, 2011, Mraz, 2006); тенденции к росту автономии наряду с укреплением эмоциональной связи с остальными членами системы (Schumacher, 2000). В рамках исследования в Гейдельберге было проведено рандомизированное контролируемое испытание (RCT) на 208взрослых участниках, которые были наугад распределены на две группы – экспериментальную группу (EG; n = 104) и контрольную группу (WLKG, n = 104). Критерии действенности или зависимые переменные были: психический настрой, психический стресс, несовместимость, качество жизни в социальных системах, а также степень достижения целей, поставленных самим человеком. В демографических данных различий между обеими подгруппами активных участников не было обнаружено. Полученные результаты свидетельствовали об улучшении психического самочувствия, уменьшении психического стресса, а также уменьшении несовместимости у активных участников расстановок по сравнению с контрольной группой. Стабильность эффекта сохранялась даже спустя 4 месяца. Конечно, полученные результаты исследователи рассматривали в определенных границах (ограничение интерпретации результатов конкретной выборкой, желательное проведение исследования также и на клинической выборке) [15].
В основе системно-феноменологического подхода лежит феноменологическая и системная парадигмы. Вцентре внимания первой стоят проявления, феномены внутренней жизни человека, а системная парадигма рассматривает опыт человека через взаимодействие с системами, к которым он принадлежит (родовые, семейные, организационные, политические, государственные, религиозные, трансперсональные, духовные и др.) и восприятие себя в рамках системных связей). Любая система живёт и развивается по своим законам (с точки зрения биолога Людвига фон Берталанфи любая живая система существует и развивается под действием двух основных законов: гомеостаза и развития) [2]. Например, система семьи/рода стремится восстановить равновесие и «вовлекает» потомков в определенные сценарии, образы действий, как бы «предлагая им решить проблему», с которой не справились их предки.
Используя в практике метод системных расстановок, мы имеем дело с так называемым «знающим полем» или с феноменом морфогенетического поля (концепция Руперта Шелдрейка), которое содержит информацию обо всех людях, принадлежащих к системе (семейной, родовой, организации и др.). Это феномен особенно ярко проявляется через «заместителей» членов семьи/рода. Заместители, не знающие ни самого клиента, ни его семью/род, «войдя в поле» системы семьи/рода во время расстановки, и находясь в контакте с этим полем, часто ведут себя, чувствуют, говорят те же самые слова, как члены семьи/рода клиента.
С точки зрения психоантрополога Идриса Лаора (Французский институт Семейных и Системных расстановок) проявление сенсорной, эмоциональной и познавательной информации через заместителей становится возможной благодаря так называемым зеркальным нейронам. Сама информация может иметь свой источник в морфо-системном семейном поле, которое одновременно находится в резонансе как с проблемой, представленной клиентом, так и с его семейной системой. Зеркальные нейроны отражают или «зеркалят» эту информацию в визуальный центр мозга и связывают их мгновенно (этимологически — «без посредника») с моторными центрами заместителя. После этого расстановка становится материализацией, проявлением, как прошлой эволюции, так и положения семейной системы клиента в настоящем времени [6].
Опишем кратко, что такое «зеркальные нейроны» и «морфические поля». Зеркальные нейроны были обнаружены нейробиологом Д. Риззолатти в начале 1990-х гг. Было доказано, что именно эти нейроны возбуждаются как при выполнении какого-либо действия, так и при простом наблюдении за выполнением этого же действия другим человеком. Они задействованы в эмпатии, в понимании действий других людей, в освоении новых навыков путём имитации, они могут строить модель наблюдаемых событий и действий [5].
Это уникальные клетки мозга, которые как зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами. Мексиканский нейрофизиолог Д. Зильбербаум, проведя ряд экспериментов, доказал, что после специальной со-настройки, люди способны находясь на расстоянии и не видя друг друга, оставаться «связанными», что выражалось в синхронных ритмах головного мозга и наблюдалось на электроэнцефалограмме. Он доказал, что способность понимать психосоматическое и психоэмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие – это тоже результат работы зеркальных нейронов и более того он показал их способность передавать эту информацию на расстоянии [8]. «Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека. Мы буквально считываем чужие чувства и эмоции благодаря особым нервным клеткам, расположенным в левом полушарии коры головного мозга. А по сути, воспроизводим мысленные образы, рожденные в другой голове» – пишет профессор психиатрии и неврологии Марко Якобони [14]. «Исследования нейронаук по зеркальным нейронам выявили существование фактов немедленного понимания – понимания, которое не проходит через цепь умозаключений: испытуемый как бы напрямую понимает смысл действий другого человека и его намерения» [12, с. 17].
Возвращаясь к концепции морфических полей, следует сказать, что ее разработал биохимик Руперт Шелдрейк. Он пишет о том, что «вся природа несет в себе память, и выражается эта память через морфические поля. Каждый род вещей обладает памятью в своем морфическом поле. Это коллективная память всех аналогичных вещей, существовавших ранее. Все мы черпаем из коллективной памяти, что похоже на идею К.Г. Юнга о коллективном бессознательном. И находится эта коллективная память не в нашем мозге, а скорее мы существуем внутри коллективной памяти. Морфические поля являются частью вышестоящей, целостной модели природы и располагаются по принципу гнездовых иерархий. Так организована вся природа. Самым маленьким кругом здесь может быть субатомарная частица атома, молекулы или кристалла или клетка ткани, органа или организма. Или это может быть индивидуум, отдельный человек в поле семьи, поле рода или в поле содружества наций. Целое больше, чем сумма его частей. Понять отдельную личность в семейном поле можно только по отношению к этому большему целому» [11].
Р. Шелдрейк указывает, что семейные поля очень похожи на поля морфические и применительно к расстановкам говорит следующее:
— «семейная расстановка – это что-то вроде карты или модели семейного поля. Она показывает пространственный порядок и модель отношений. Здесь, как и в любом поле, изменение одной части влияет на все остальные;
— семейные поля обладают памятью. Произошедшее в прошлом оказывает на поле влияние, даже если люди в нем этой памяти не сознают. Следовательно, поля имеют пространственный и временной аспекты;
— благодаря семейным полям возможно исцеление, восстановление целостности и порядка;
— семейные поля обладают способностью к гибридизации. Каждая свадьба – это объединение двух семейных полей и возникновение нового поля» [11].
Системно-феноменологический подход и собственно системные расстановки® исходят из того, что каждый человек является определенным звеном в цепи поколений – частью более широкой системы – своей семьи, рода, что оказывает влияние на его жизнь и судьбу на бессознательном уровне. Можно сказать, что каждый человек является голограммой всей своей семейной системы: осознаем мы это или нет, мы несем в себе частицу родителей, и родителей их родителей, и так далее. Вся информация об этом «зашита» в нашем бессознательном, в нашей ДНК, в ее информационных структурах (как и что именно передается давно изучается эпигенетикой и другими науками), но и без доказательной научной базы, каждый из нас «знает», «чувствует» это, даже если является сиротой и/или исключает свою принадлежность семье/роду из своей жизни. События в жизни наших предков оказывают влияние на нашу жизнь, даже если мы не были знакомы с этими людьми и ничего не знаем (на сознательном уровне) о произошедших событиях. Влияют на нашу жизнь в целом, на те ситуации, симптомы, события и др., с которыми мы сталкиваемся (например, повторяющиеся негативные сценарии) или с которыми даже при очень сильном желании никак не можем столкнуться (например, найти «своего мужчину»).
Получается, что первопричины наших проблем уходят корнями не только в личное бессознательное, но и в слои семейного, родового и коллективного бессознательного, передаются из поколения в поколение, и без «проникновения» в «архив памяти» их невозможно решить. Как пишет А. Шутценбергер «Шок, страдания, боли, драмы, травмы, несовершенный траур, «плохие смерти», невыраженное зло, личные и семейные тайны, все то, что остается незавершенным, непереработанным – иногда даже в течение столетий, все не урегулированное предыдущими поколениями может передаваться и различным образом отмечать – глубоко, а иногда и трагически – следующие поколения» [12, с. 17].
Системные расстановки позволяют воспринимать неосознаваемую информацию (сценарии, модели реагирования, травмы и др.), находящуюся в этих глубинных слоях, исследовать их содержимое, осознать их связь с актуальной проблемой и найти решение. Тем самым расстановки позволяют работать с самыми разными запросами, относящимися, как к внешнему, так и внутреннему (духовному) миру клиента; с отношениями клиента в самых разных системах и подсистемах (родительская семья, нынешняя семья, парные отношения и др.); с психосоматическими состояниями и чувствами, мешающими нормальному жизненному функционированию (неадекватные страхи, агрессия, фобии, тревожность, тоска и др.) [9]. С помощью метода системных расстановок возможно работать с различными видами зависимостей, созависимостью, конфликтами, любовными треугольниками, негативными программами, передающимися по роду, бесплодием (в случае отсутствия медицинского диагноза); сложными эмоциональными состояниями и др.
Системные расстановки® позволяют быстро обнаруживать и осознавать препятствия, мешающие достигать желаемых целей, результатов; диагностировать области вытесненных в бессознательное личных, семейных и трансгенерационных травм (сейчас проводится очень много исследований в науке, которая называется эпигенетика и очень четко подтверждается, что травма передается по наследству, а травматичные события – это барьер к более нормальному опыту. Также подробнее почитать о трансгенерационной передаче из поколения в поколение можно в книгах А. Шутценбергер [см. 12,13]), находить специфические ресурсы для их преодоления, переработки и дезактивации; создавать условия, при которых клиент после завершения расстановки® сможет самостоятельно удерживаться в области желаемых для него изменений (области решений) в своей собственной жизни; выводить клиента из сознательного и/или бессознательного переплетения с самой тяжелой общечеловеческой динамикой (Жертва-Агрессор-Спасатель-Свидетель), с целью завершения отягощающих сценариев; исследовать по желанию клиента области его личного, семейного, родового и коллективного, трансперсонального и духовного бессознательного с целью его творческого развития, а также личностного и духовного роста [9].
Изменения после расстановки® происходят по-разному: от нескольких дней до 3-х месяцев (в зависимости от готовности к изменению самого клиента и его семейной системы). Достоинством метода расстановок является его краткосрочность, эффективность, глубина и наглядность.
В системных семейных расстановках® можно участвовать в качестве клиента или заместителя. Клиент – это участник расстановки, который пришел с целью «поработать» со своим собственным запросом. Заместители – это те, кто замещает клиента (заказчика расстановки), его родных, близких или других участников ситуации.
Расстановка® проходит следующим образом:
1. Клиент заявляет свой запрос.
2. Системно-феноменологический психотерапевт (расстановщик) задает вопросы, проясняя запрос.
3. Среди участников расстановочной группы выбираются «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента, симптома, цели и др. Выбор делается чисто интуитивно, не опираясь на внешнее сходство.
4. Когда клиент выбрал заместителей, он по очереди подходит к каждому из них и ставит в определенное место пространства, следуя за своим внутренним движением. Так он поступает по очереди с каждым заместителем.
5. Когда заместители расставлены на свои места, клиент садится на свое место рядом с расстановщиком и начинает наблюдать процесс из нейтральной позиции.
6. Заместителям дается время, чтобы вчувствоваться. После этого расстановщик по очереди опрашивает заместителей об их чувствах, ощущениях в теле, об образах, которые у них возникают, о словах, которые им приходят в голову, об отношениях к другим персонажам расстановки, о связях, о том, куда они смотрят и куда им хочется двинуться, как им стоять на этом месте. В результате такого опроса проявляется общая картина расставляемой ситуации.
7. Далее расстановщик отпускает заместителей расстановки в свободное движение, которое у них есть. Заместители, принявшие на себя чужие роли, позиции, двигаются так, как они чувствуют. В результате этого, или дополнительных действий расстановщика, проявляется причина проблемы, с которой пришел клиент. Наблюдение за развивающимися динамиками расстановки происходит до тех пор, пока расстановщику и клиенту не становится ясно, что привело его к ситуации, которую он хочет изменить. Что является той «болезненной точкой», которая не была прожита в свое время, и поэтому не получила шанса остаться в прошлом.
8. Далее клиент с помощью расстановщика ищет возможное на данный момент решение – как признать то, что было и начать действовать и воспринимать ситуацию по-другому. Когда причина проблемы проявлена, расстановщик переходит к фазе ее разрешения. Для этого используются различные техники и ритуалы: разрешающие фразы, разделение с тем, с кем был идентифицирован, проявление уважения к большему, ритуал отдачи тяжелого, занятие своего правильного места и пр.
9. После окончания расстановки заместители выводятся из ролей. Иногда клиенту даются задания и/или рекомендации.
Как правило, расстановка® длится час-полтора, в течение которых человек делает необходимый на данный момент шаг. К изменениям может привести внутренняя возможность и готовность человека найти и дать боли свое место в прошлом, признать свое право жить и быть любимым, выйти из переплетений, замещений, повторений судеб, развернуться к новому решению и взгляду в свое будущее и т.п. Примет клиент новый взгляд на его ситуацию или нет, решать ему, как и то, насколько далеко он продвинется в своих изменениях, но в любом случае благодаря расстановке® он получит такой шанс.
В целом, системные расстановки® опираются на терапевтические отношения и сотрудничество между терапевтом и клиентом, работа ведется в интересах клиента и для достижения им позитивных изменений в его жизни. В системных расстановках® сама расстановка используется, как инструмент получения информации, находящейся в бессознательном клиента [15].
Как пишет М. Бурняшев, системная расстановка® может стать поворотным моментом в жизни и очень многое в ней изменить, может даже и вовсе все перевернуть, «потенциал семейных расстановок как инструмента, с помощью которого люди могут изменить в лучшую сторону свои личные, семейные и родовые судьбы и уменьшить число человеческих страданий в этом мире, очень велик и до конца еще не исследован и не реализован» [4].
В последнее время очень многие стали заниматься расстановками, и часто среди них встречаются неквалифицированные люди, имеющие очень поверхностное представление о науке психологии, о системно-феноменологическом подходе в психотерапии, о психике и личности человека. Такие псевдоспециалисты часто используют клиентов и решают за их счет свои личные проблемы. Поэтому, собравшись на расстановку®, важно понимать, что основной инструмент помощи в психотерапии и консультировании – это личность и душа самого специалиста, «она как зеркало, в котором отражается реальность клиента. Но если зеркало грязное или оно повреждено (травмировано), то все нерешенные темы помощника бессознательно переносятся и проецируются на клиента. Длительное, а зачастую многолетнее обучение в психотерапии и консультировании необходимо, чтобы «отмыть» и исцелить собственную душу помощника» [4].
Автор этой статьи и моя коллега, ко-терапевт – Цыбаловская Е.Б. (сертифицированный специалист в области системно-феноменологической психотерапии и консультирования, системных семейных и структурных расстановок, системный семейный психотерапевт, психолог-сексолог, травматерапевт, НЛП-мастер, тренер женских групп, специалист в области сексуальной терапии и работе с супружескими парами) уже более 7 лет работаем в системной семейной психотерапии. Системные расстановки применяем с 2010 года, а собственно системно-феноменологический подход и системные расстановки® – с 2012 года. Нашими Учителями являлись: Михаил Бурняшев, Сергей Корчагин, Андрей Васильев, Марианна Франке-Грикш (Германия), Кристина Эссен, Гунтхильд Лейла Бакса (Австрия), Карин Шёбер (Австрия), Роланд Шиллинг (Германия) и др. Наш профессиональный опыт позволяет говорить об эффективности системно-феноменологического подхода и системных расстановок®, как метода психотерапии, в чем каждая из нас убедилась, как на собственном опыте (личная терапия, супервизии), так и при многолетней работе с клиентами: начиная с 2010 года, нами было проведено более 600 расстановок в г. Твери, и большинство клиентов довольны результатами работы.
Закончу статью отзывом, полученным от одной из клиенток, имя которой, конечно же, не будет указано (она дала свое разрешение на его размещение в этой статье). В Расстановке® мы работали над запросом по поводу проблем с ее маленьким сыном: «Это потрясающе!!! Пришло время описать ощущения… Одной фразой — у меня есть СЫН! Не только дочка, но и сын! Удивительно, как мы плаваем по поверхности и не видим того, что на глубине. После расстановки было трудно, тяжело. Такая потеря энергии! Первые двое суток была как в вакууме — в сердце дыра, дышать было трудно, как будто выжгли кусок меня… Потеря, большая, но СОЗНАТЕЛЬНО отпущенная. И маленький Росточек счастья, который увеличивается каждый день — у меня есть СЫН! Я ведь не видела его все эти годы. Я даже не смотрела! Очень больно, стыдно это понимать, столько потерянного времени! Когда дочка родилась — я впервые почувствовал себя мамой, но у меня ведь уже был сын, к которому я не испытывала таких чувств. Позор. Пристрелить меня мало! (Уже могу шутить))) Зато сейчас я обнимаю их ОДИНАКОВО!!! Я ЧУВСТВУЮ ИХ ОБОИХ! Это потрясающе!!! Всё совсем по-другому, всё меняется! У меня даже муж признал — это работает! Как удивительно меняется жизнь, когда вроде ничего не поменялось!» (А.).
Список литературы
1. Бём Лиза и др. Что такое расстановка? [Электронный ресурс]. URL:http://rasstanovka.ru/stati/chto-takoe-rasstanovka-liza-bem/ (Дата обращения: 14.11.2017).
2. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. [Электронный ресурс]. URL: http://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_2.html (Дата обращения: 14.11.2017).
3. Бурняшев М. Открытое письмо [Электронный ресурс]. URL: http://rasstanovka.ru/stati/otkrytoe-pismo/ (Дата обращения: 14.11.2017).
4. Бурняшев М. Семейные расстановки – психотерапия или философия? [Электронный ресурс]. URL: http://rasstanovka.ru/stati/semejnye-rasstanovki-psihoterapija-ili-filosofija (Дата обращения: 14.11.2017).
5. Зеркальные нейроны. Интервью у профессора Д. Риззолатти. [Электронный ресурс]. URL:http://www.artcoach.biz/2012/12/zerkalnye-nejrony-intervyu-u-professora-d-rizzolatti/ (Дата обращения: 15.11.2017).
6. Лаор Идрис. Зеркальные нейроны, Квантовая физика, Морфические поля и Семейные расстановки. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.constellations-lahore.com/28.html (Дата обращения: 15.11.2017).
7. Мар Альбрехт. Системные расстановки как прикладной психоанализ. [Электронный ресурс]. URL: http://rasstanovka.ru/stati/rasstanovki_kakpriklanoy_psihoanalis (Дата обращения: 14.11.2017).
8. Уилкок Дэвид. «Исследования поля источника» URL: https://profilib.com/chtenie/123034/devid-uilkok-issledovaniya-polya-istochnika-9.php (Дата обращения: 15.11.2017).
9. Что такое Клиентцентрированные расстановки и для чего они могут использоваться? [Электронный ресурс]. URL: http://rasstanovka.ru/stati/chto-takoe-klientcentrirovannye-rasstanovki/ (Дата обращения: 14.11.2017).
10. Шелдрейк Р. Морфическое поле социальных систем. [Электронный ресурс]. URL:http://rasstanovka.ru/stati/rupert-sheldrejk-morficheskoe-pole-socialnyh/ (Дата обращения: 16.11.2017).
11. Шелдрейк Р. Морфическое поле социальных систем. [Электронный ресурс]. URL:http://rasstanovka.ru/stati/rupert-sheldrejk-morficheskoe-pole-socialnyh/ (Дата обращения: 16.11.2017).
12. Шутценбергер А. Психогенеалогия. – М.: Психотерапия, 2010. – 224 с.
13. Шутценбергер А. Синдром предков. – М.: Психотерапия, 2009. – 256 с.
14. Якобони М. «Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга». М.: Юнайтед Пресс, 2011. – 366 с.
15. Вайнхольд Ян, Хунгер Кристина, Борнхойзер Аннетте, Швайтцер Йохен. Системное исследование. Действенность системных расстановок // Выпуск 38. №1. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://rasstanovka.ru/stati/sistemnoe-issledovanie-dejstvennost-sistemnyh-rasstanovok (Дата обращения: 14.11.2017).
Сулимина Оксана Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТИ (ф) МГЭУ. Сертифицированный специалист в области системно-феноменологической психотерапии и консультирования, системных семейных и структурных расстановок®, специалист по работе с методикой МАРИ (MARI-Practitioner), консультант реинкарнационики, практик Эннеаграммы, Таролог-консультант.