Структуры внутренних образов личности в расстановках. Работа с внутренними частями
Петровская Анна
В расстановочной работе, в
предварительном интервью с клиентом, часто мы договариваемся о том, что в
расстановке будем рассматривать не всего клиента в многообразии его личности, а
его отдельную часть. Например, клиента в отношениях с конкретным человеком, или
его профессиональную часть, или ту его часть, которая нуждается в поддержке или
ресурсе. Мы называем эту выделенную часть фокусом. Такая детализация позволяет
нам подойти ближе к сути проблемы или задачи клиента.
И предлагая клиенту поставить
заместителя фокуса в расстановку, мы сталкиваемся со многими феноменами, на
некоторые из которых я бы хотела взглянуть в этой статье и на мастер-классе
более развернуто.
•
Когда клиент узнает в заместителе себя, свои чувства, свои модели
поведения, а когда нет? Что видит и не видит в заместителе сам клиент, кроме
перенятых чувств, моделей поведения и собственной узнаваемой природы?
•
Почему иногда заместитель фокуса клиента ведет себя «странно» для клиента?
•
Что помогает и что мешает самому клиенту быть в хорошем контакте со своим
заместителем?
Структурный взгляд на фокус
клиента, как на нечто большее, чем «просто фокус», а также на отношения,
которые складываются в процессе расстановочной работы между клиентом и его
заместителем (фокусом) позволяет обнаружить некоторые интересные нюансы,
которые могут быть полезны для терапевтического понимания расстановочного
процесса.
Часть ответов на эти вопросы можно
найти в теории субличностей, истоки возникновения которой относятся к работам
К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, Сидры и Хэла Стоунов с их методом «Диалог с голосами». Э. Берн и трансактный анализ, В. Сатир и ее методика
«приём для частей» (Parts Party), и, конечно, Р. Шварц и «Терапия внутренней
семейной системы» (Internal Family Systems
Therapy) с их вкладом в понимание процессов,
происходящих во внутреннем мире клиента.
Если смотреть на внутреннее
пространство человека сквозь призму теорий субличности, то за
основу взгляда берутся четыре важных допущения:
1.
Внутреннее
пространство (психика) имеет множественный характер и осознаваемые части
психики мы называем субличностями.
2.
Понимание
природы субличностей (внутренних частей) и характера отношений между ними важно
и ценно для психического здоровья.
3.
Гармоничные
отношения между субличностями, адекватные внешним обстоятельствам реакции
внутреннего пространства, свобода в перемещении внимания и способности к
отождествлению между разными внутренними частями, выход за пределы
отождествлений с субличностями — путь формирования и развития зрелой личности.
4.
Существует такой
взгляд на самого себя, свои субличности и отношения между ними и с внешним
миром, в котором отсутствует оценка и критика, а присутствует принятие,
уважение, понимание и любовь. Место внутри, из которого этот взгляд становится
возможным, называется Самостью или Центральным Я. Возможность устойчивой
идентификации с Центральным Я позволяет выйти за пределы эго.
И тогда уровень
осознанности клиентом своего внутреннего пространства, своих субличностей,
способность клиента быть в хорошем контакте со своим Центральным Я тоже влияет
на расстановочную работу, степень узнаваемости фигур в расстановке и
возможности контакта с ними.
Очень условно, но мы
можем разделить клиентов на три группы, в зависимоти от того, на каком этапе
осознанности они находятся:
Этап 1. Красный.
На этом этапе
самоосознание себя характерно для ребёнка. Человек на этом этапе не видит свой
внутренний мир как отдельную фигуру, не различает в нем автономных частей и не
испытывает потребности понимать себя лучше.
На этом этапе «Я» для
человека — единое, самоочевидное, чаще всего ассоциируется с телом, настроением
или предпринятыми действиями. Смену внутренних модальностей человек не замечает
и не осознает, свое непостоянство и перепады настроения объясныет внешними
обстоятельствами, наличие внутренних обстоятельств для него может быть большой
новостью. Внутреннее пространство выглядит хаотично, если в нем и есть четко
выделенные субличности, то они носят заимствованный характер (семейный или
родовой), самопроизвольно меняют друг друга и в большинстве случаев осознание
их затруднено. Своего собственного понимания мира и жизни на первом этапе нет.
Все суждения взяты от родителей, семьи, социума, максимум из личного опыта и
носят характер убеждений. В отношениях с миром и с самим собой присутствует
много критики и оценки.
Запрос
для работы ориентирован в основном на внешние обстоятельства — моя
мама меня не понимает; я хочу замуж, но попадаются одни козлы; мой муж меня
бесит и т.д. К расстановке клиенты относятся как к волшебной пилюле, которая
решит проблемы окружающего мира.
Внутреннее
пространство в расстановке выглядит размазанным и переполнено образами,
которые трудно поддаются идентификации или описанию; работа идет в основном над
описанием и формированием самих фигур (субличностей) и их отношений, а также по
структуризации самого пространства.
Контакт
самого клиента с работой в лучшем случае частичный, когда
клиент не узнает и не понимает образа расстановки; ориентироваться можно только
на некоторый отклик в эмоциональном или телесном состоянии клиента; работа в
основном сводится к работе с заместителями, в соответствии с идеей, что
интервенции и движение в поле расстановки сможет быть интегрировано клиентом в
дальнейшем.
Основное
движение в работе во многих случаях — распаковка
тяжелой истории в семье, разрешение на проживание сильного эмоционального
заряда самим клиентом и его заместителем, высвобождение запертой в клиенте
энергии.
Самость, в
лучшем случае, может быть представлена самой взрослой из существующих
субличностей. Иногда можно надеятся, что именно она сидит на стуле рядом с
расстановщиком. У самого клиента идеи о том, что он может и имеет право
устраивать свой внутренний мир в соответствии со своим желанием отсутствует.
Этап 2. Желтый.
На этом этапе
самоосознания человек уже выделяет в себе (в себе внешнем и себе внутреннем)
главные роли. У него есть имена для этих ролей (Я — мама, Я — начальник, Я —
глава семьи, например), но еще нет потребности исследовать эти роли и
исследовать взаимодействие ролей друг с другом. Поэтому проблемой становятся
ситуации, когда относительно одной задачи субличности хотят разный результат.
Проблемы такого рода решаются в человеке автоматически и неосознанно, в
основном цель определяет более сильная (или ранее сформированная) субличность,
и человек соглашается с этой целью, испытывая смутное раздражение или впадая в
пассивное состояние (что воля, что неволя).
Внутреннее пространство
выглядит как сцена, на которой несколько субличностей ведут свою игру. В лучшем
случае у них поделены сферы влияния (на работе — Я — начальник, дома — Я — отец
семейства) и несмотря на разные ценности и жизненные приоритеты у субличностей,
общее внутреннее состояние неконфликтно. В худщем случае, человек подобен
телеге, которую в разные стороны тянут лебедь, рак и щука, и быть в таком
состоянии не очень полезно для здоровья.
Хорошо проявленные части
или качества являются осознанными, а их противоположности тщательно прячутся в
тени. Если есть образ «Я — сильная женщина», то противоположность «Я — слабая
женщина», отвергается, прячется и причиняет страдание.
На этом этапе человек
видит все новые и новые части себя, и внутреннее движение к пониманию выглядит
как пристальное разглядывание себя на все более близкой дистанции.
Запрос
для работы уже больше ориентирован на себя самого, или легко склоняется
в эту сторону во время первичного интервью. Клиент начинает замечать
неадекватность своего поведения, это его удивляет и уже может быть поводом для
работы. Например, я очень хочу замуж, но как только мне нравится мужчина, я
пугаюсь и убегаю из отношений; или на работе — я всех контролирую, и для работы
это хорошо, но дома я тоже не могу перестать это делать, а для семьи это плохо,
можно ли что-то изменить? Расстановка для клиентов решает уже их проблемы, но
надежда на то, что расстановка — волшебная пилюля остается.
Внутреннее
пространство в расстановке действительно выглядит как сцена, на которой
несколько ярких фигур выясняют свои отношения. Конечно, механизм этих отношений
во многом связан с семьей, в которой рос клиент, и истории, которые помнят эти субличности
тоже имеют корни в давних событиях, которые пришлось пережить семье.
Контакт
самого клиента с работой лучше, чем на первом этапе. Многие
фигуры узнаются и могут быть идентифицированы как члены семьи (мама, папа,
дети), клиент может узнать свои собственные детские части, клиент может
опознать основные тяжелые истории, в которых участвовала семья. При этом
остается сложность с принятием событий. Для клиента истории имеют огромное
значение и они не помещаются в его внутреннее пространство. Часть субличностей,
выходящих из тени в пространство расстановки, клиентом будут не только
неузнаваться, но и вызывать сильное отрицание: «Нет, это точно не Я, это
заместитель несет что-то непонятное». Сам контакт клиента с расстановкой будет
еще настороженный, но уже можно чувствовать искреннюю заинтересованность
клиента в работе.
Основное
движение в работе — это проясненение для клиента и его
субличностей их места, их ролей, их ценностей в общей структуре личности.
Работа над их принятием самим клиентом (его самостью), работа над прекращением
войны, над уважением — в целом над изменением качества отношения клиента к
самому себе (в целом и по частям).
Самость уже
чувствуется, но дорога к ней загружена оценочными взглядами самого клиента, его
семьи и привычкой критически смотреть на себя, принятой в нашем социуме.
Этап 3. Зеленый.
На третьем
этапе человек уже осознает и управляет сам (а не является управляемым) большим
количеством основных субличностей, а также знаком со многими вспомогательными.
Основные конфликты разрешены, большая часть жизненных планов (контекстов)
вполне гармонична для человека. И на этом этапе проблема согласования
субличностей становится осознанной задачей. На этом уровне хорошо видно к чему
приводит автоматическое реагирование на воздействие внешнего мира, и второй
задачей становится поиск инструментов для самопознания, самоуправления и
саморазвития. Из области идеи (саморазвитие — очень модная тема) — потребность
в понимании и принятии себя переходит в область насущного необходимого.
На этом уровне
человек осознает, что существуют его теневые субличности и уже способен
замечать их проявление в жизненных ситуациях, что позволяет ему наблюдать за
ними, а не впадать в немедленную реакцию. Их появление уже не пугает, а дает
толчок к исследованию себя. Потихоньку исчезает категоричность в восприятии
себя. Если есть Я — храбрец, то Я — трус тоже есть, и имеет право быть
проявленным.
Еще одна из
задач личности на этом этапе — выработка единой внутренней и личной философии,
на которую могут опираться разные мировоззрения субличностей.
На этом этапе человек
видит как связаны между собой ранее разрозненные части внутренних образов, и
внутреннее движение к пониманию выглядит как движение на большую дистанцию с
возможностью группировки субличностей в новые более генерализованные формы.
Запрос
для работы ориентирован на себя самого, у клиента есть
ответственность за себя и за свои реакции. Запросом могут быть замеченные им
странности в поведении и проблемой является не сама странность, а то, что
клиент не может справится с ней самостоятельно. Не хватает ресурсов, или не
может осознать, или почему-то не может сделать выбор. На этом этапе клиенты уже
хорошо понимают зачем им нужна расстановка и в большинстве случаев это
возможность для них с большим ресурсом посмотреть со стороны на то, что
происходит внутри них. Расстановка не является мгновенным решением, Я
становится хорошим поддерживающим шагом на пути внутреннего роста.
Внутреннее
пространство в расстановке выглядит очень структурированным. Фигуры
становятся многоуровневыми. Им не требуются конкретные названия, в них могут
одновременно или поочередно проявляться разные образы и смыслы. От детских до
архитепических уровней, и эта многоуровневость не мешает работе, а делает её
более сильной.
Контакт
самого клиента с работой лучше, чем у расстановщика. Даже если
фигура в расстановке не осознается клиентом однозначно, контакт с ней есть и
клиент может его описать. Все, что возникает, не пугает клиента и не вызывает у
него защитных реакций.
Основное
движение в работе — не мешать клиенту смотреть на
себя.
Самость
клиента сидит рядом с расстановщиком на стуле, и, если сам
расстановщик в хорошем контакте со своей собственной самостью, то возникает
ощущение, что расстановку делает не клиент, не расстановщик, а кто-то ещё.
На самом деле
все намного сложнее, в разных жизненных контекстах (или внутренних областях)
этапы осознанности могут быть разными. Многообразие и делает каждого человека
абсолютно уникальным и бесконечно красивым.
Литература:
1.
Ассаджиолли Роберто. «Психосинтез: принципы и техники».
2.
Ассаджиоли Роберто. «Психосинтез: теория и практика».
3.
Берн Эрик. «Трансактный анализ в психотерапии: Системная, индивидуальная и
социальная психотерапия».
4.
Берн Эрик. «Что вы говорите после того, как сказали «привет», или психология
человеческой судьбы».
5.
Подводный
Авессалом «Человек многоликий».
6.
Рейноуттер Джанетт. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом».
7.
Руфлер Маргарет «Игры внутри нас».
8.
Сатир Вирджиния. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту«.
9.
Сатир Вирджиния. «Как строить себя и свою семью».
10.
Сатир
Вирджиния. «Психотерапия семьи».
11.
Стоун Хэл, Уинкельман Сидра. «Принимая собственные Я. Руководство по
Диалогу голосов».
12.
Стамболиев Роберт. «Диалог с Голосами».
13.
Фрейджер Роберт, Фейдимен Джеймс. «Личность. Теории, эксперименты, упражнения.
14.
Щварц Ричард. «Системная семейная терапия субличностей».
15.
Щварц Ричард. Статья: «Депатологизация пограничного клиента».
Петровская Анна — практикующий
психолог-консультант, системный расстановщик. Сертифицированный специалист ИКСР
(Москва), WISL (Германия) в области структурных и организационных расстановок.
Автор курса «Системные расстановки в случаях заболеваний и при работе с
симптомами».