Top.Mail.Ru

Зеркало бессознательного, как инструмент психотерапии

Главная / Газета / Статьи / Зеркало бессознательного, как инструмент психотерапии

Например, если я пишу: «Подумайте, пожалуйста, о своей маме». То в вашем сознании всплывает ее образ и этот образ из памяти выводиться не только в ваше сознание, он отражается в вашем теле и через него проецируется на внешний мир. Это происходит даже если мамы нет рядом. Но если мать появляется рядом с вами реально, то ваш внутренний образ с проецируется на нее. Точно так же, когда мать видит своего ребенка, она проецирует на него образ, который есть в ее памяти. Мама же не путает своего ребенка с другими!

Любой внутренний образ, роль или сценарий можно передать, сместить. В психоанализе этот механизм называется «переносом». Но в психоанализе он используется спонтанно. Когда клиент постоянно общается с терапевтом, он постепенно начинает переносить на него значимые для себя образы. И если в терапии идет работа с матерью, то чувства матери через некоторое время начинает испытывать терапевт. Вместе с образом матери на него переносятся и модели ее поведения, и базовые чувства, то есть ее роль. У терапевта, возникают чувства, связанные с ролью матери клиента и он в свою очередь может переносить их обратно на клиента. Может оказаться так, что мама клиента, злилась и била его, когда он был ребенком, и у терапевта тоже может возникнуть злость и желание стукнуть клиента. Но это не личные чувства терапевта, это смещение на него чувств из роли матери со стороны клиента.

В клиентцентрированных расстановках мы используем этот же феномен, но только не спонтанно, а намеренно. Если смещение может происходить в любых отношениях, то почему не сделать его осознанным и направленным? Для этого мы используем заместителей, людей-добровольцев, на которых клиент может сместить роли определенных людей из своей собственной жизни.

С помощью клиентцентрированной расстановки мы даем возможность клиенту увидеть образ его отношений, который находиться у него в памяти. Для этого мы просим клиента выбрать из числа добровольцев заместителей на роли реальных людей из его жизни, осознанно сместить на заместителей роли (например, матери, отца, брата, жены, ребенка и т.д., и конечно самого себя), а затем расставить в пространстве образ отношений с ними. Расставляя этот образ, клиент соединяется с теми областями в своей памяти, которые хранят информацию о ролях матери, отца, брата, жены, ребенка, о коммуникации и взаимодействии с ними. Происходит смещение ролей значимых для клиента фигур на заместителей и образа отношений с ними из бессознательного (памяти) клиента во внешнее пространство или осознанный, направленный, добровольный и групповой перенос.

Для этого нужны добровольцы из группы, которые готовы стать заместителями. Готовность – это очень важно! Потому что, если кто-то не готов, то он может заблокировать свою систему зеркальных нейронов, включив сознательный контроль, тогда смещение не произойдет, и заместитель ничего не сможет сообщить о замещаемой им роли.

Когда мы говорим клиенту: «Выбери маму», он вспоминает маму, он вспоминает те отношения с мамой, которые для него сейчас актуальны. Возможно сейчас, его не очень интересует область, где отношения были хорошими, он застрял там, где отношения с мамой плохие, и тогда актуальный образ отношений автоматически выводиться на тело. Клиент его смещает, когда выбирает заместителя для мамы и говорит: «Побудьте, пожалуйста, моей мамой». У них происходит зрительный контакт, аудиальный контакт, и самое главное, телесный контакт, образ мамы клиента смещается на заместителя, и заместитель телом начинает ощущать состояние матери.

Потом клиент выбирает себя, себя в отношениях с мамой и происходит тот же самый процесс смещения роли, но теперь самого клиента на другого заместителя. Далее мы просим клиента расставить проблемный образ. И происходит «экстернализация», внутренний образ отношений клиента с мамой из бессознательного клиента проецируется во внешнее пространство.

Метод экстернализации часто используется в психотерапии. Например, в арт-терапии для этого используется рисунок клиента. Еще до появления расстановок Вирджиния Сатир использовала для этих же целей «семейную скульптуру». Есть психодрама, семейная реконструкция, ролевая игра и другие «сценические» способы работы. Здесь клиентцентрированная расстановка немножко похожа на театральное искусство, но роль здесь передается, не чтением сценария, а прямым смещением ролей из бессознательного клиента. Видя свои отношения в пространстве, как на сцене, клиент сам становится режиссером своих ролей.

Очень важно, чтобы режиссером расстановки оставался сам клиент. Ведь смещать роли и образы на заместителей может не только клиент, точно так же это может делать ведущий расстановки, терапевт, а иногда даже сами заместители. В случае терапевтической работы этого нужно по максимуму избегать. Потому что иначе мы увидим в расстановке не образ клиента, а образ терапевта или смесь этих образов. Это – самая большая опасность, которая случается на расстановках, когда их проводят не профессионалы. В этом случае образ в расстановке относиться не к клиенту, но если клиент принимает его «за истину», то в его бессознательное может попасть чужая информация и при определенных обстоятельствах это может ему навредить.

Чтобы избежать этого важно, четко обозначать роли для заместителей, необходимо, чтобы именно сам клиент, а не кто-то другой, выбрал заместителей на роли. Важно, чтобы он самостоятельно сместил роли, относящиеся к его проблемным состояниям на заместителей. Когда на заместителя смещается не просто роль «мамы вообще», а роль «мамы, которая ругала», или, наоборот, «мамы, которая любила». Важно, чтобы сам клиент расставлял образы своих «проблемных» отношения в пространстве, в собственном порядке, в соответствии со своим внутренним образом и тогда в клиентцентрированной расстановке, как в зеркале, мы видим, отражение слоя бессознательного клиента, связанного с проблемой. Если мы что-то осознаем, то мы можем это изменить, здесь начинается процесс психотерапии.

Михаил Бурняшев — к.п.н., член-корр. МАПН, руководитель направления «Системно-феноменологическая психотерапия и клиентцентрированные расстановки®, директор ИКСР.

Автор
Д-р психол. наук., руководитель направления «Клиент-центрированные расстановки», преподаватель, супервизор, терапевт

Закажите обратный звонок

Обратный звонок всплывающее окно