Автор и основной преподаватель программы: член-корр. МАПН, д.пс.н. Михаил Бурняшев.
Ведущие программы: российские тренеры, имеющие международное признание в области системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.
Программа и формат курса:
- Восемь трехдневных семинаров (24 дня по 8 ак.ч. в день, 192 ак.ч.) для обучения теории, методу, техникам и приобретения личного опыта под руководством тренеров и тренеров-супервизоров СР.
- 128 ак.ч. работы в группах практики под руководством мастера или тренера СР для отработки техник и личных навыков ведения семейной расстановки, и работы в качестве клиентов с собственными семейными запросами и темами. (Двухдневные группы по 8 ак.часов в день, либо трехдневные группы по 5,5 ак.часов день)
- Пять дней супервизии (очная супервизия) (по 8 ак.часов в день, 40 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР, для проведения двух самостоятельных работ с клиентом и выявления «слепых пятен» в работе специалиста.
- Пять дней итоговой сертификации (очная супервизия) (по 8 ак.часов в день, 40 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР
- Участие в Конференции ИКСР (24 ак.ч). Для региональных участников возможно участие онлайн.
- Работа в интервизорских группах (40 ак.часов самостоятельной работы студентов) в которые входят: 4 дополнительные клиентские работы по рекомендованным темам, 4 самостоятельные работы в качестве терапевта, 8 работ в качестве наблюдателя или заместителя и описание клиентских и самостоятельных работ по установленной форме (внизу страницы).
- Групповая терапия (ассистирование на клиентских группах у преподавателей ИКСР, для потоков, где предусмотрена групповая терапия) — 11 дней по 8 ак.часов (всего 88 ак.часов).
- Две двухдневки или одна четырехдневка для выполнения самостоятельных работ слушателем в качестве терапевта (32 ак.ч) с 01.01.2024 г.
Общая продолжительность программы – два года: 464 ак. ч. на потоках, где не предусмотрена групповая терапия, или 552 ак.ч. на учебных потоках с групповой терапией.
С 01.01.2024 г. 496 ак. ч. на потоках, где не предусмотрена групповая терапия, или 584 ак.ч. на учебных потоках с групповой терапией.
После выполнения всех требований программы участники сертифицируются как специалисты семейной расстановки с внесением в список сертифицированных семейных расстановщиков и получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности названия Расстановка®, при соблюдении ими этических и профессиональных норм.
Модуль 1.
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ И КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫХ РАССТАНОВОК®. Теория и практика. Основные этапы клиент-центрированной расстановки. Системное интервью с клиентом. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Истоки и история клиент-центрированных расстановок, как инструмента семейной терапии.
2. Основа — сценическая работа и работа с образами.
3. Современные направления системных расстановок.
4. Основные психотерапевтические направления, идеи, концепции и техники, которые использованы в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
5. Основные понятия и элементы, используемые в семейной терапии с использованием клиент-центрированных семейных расстановок (КСР)
6. Схема отражения информации из внешнего мира в личной и коллективной памяти человека
7. Упрощенная модель сознания человека
8. Системы конденсированного опыта (СКО) человека в социальных системах
9. Связи в социальных (семейных) системах и их основные виды.
10. С какими социальными системами работают клиент-центрированные семейные расстановки.
11. Как мы функционируем в жизни и что мы видим в клиент-центрированных расстановках.
12. Связи между внешним и внутренним миром (бессознательным) человека.
13. Пример связи между человеком, его нынешней ролью и двумя предыдущими ролями.
14. Связи действующие между человеком и слоями его памяти и бессознательная реконструкция моделей прошлых семей клиента в его настоящей семье.
15. Упрощенная модель личности в системной работе с бессознательным (СРБ)
16. Слои человеческой памяти (бессознательного).
17. Пространства клиент-центрированной семейной расстановки и взаимосвязи между ними.
18. Связи, действующие в клиент-центрированной семейной расстановке
19. Главные отличия клиент-центрированных расстановок (КЦР) от системных расстановок (СР).
20. Элементы и понятия, используемые в системной семейной расстановке (ССР).
21. Информация от заместителей.
22. Правила для заместителей.
23. Ритуалы выхода из роли.
24. Расстановка возврата ролей.
25. Системные принципы, работающие в семейных и родовых системах.
26. Что такое решение.
27. Признаки решения.
28. Основные этапы работы в Клиент-центрированной Семейной Расстановке (КСР).
29. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 1.
А) Расстановочное интервью.
Упражнение: Расстановочное интервью.
Б) Прояснение запроса клиента.
В) Прояснение поручения для терапевта.
30. Классификация видов клиентов в клиент-центрированной семейной терапии
Упражнения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные исторические и культурные события определили появление метода клиент-центрированных семейных расстановок?
2. Что означает понятие системно-феноменологический?
3. Какие основные виды социальных систем вы знаете?
4. Что такое внутренние образы и каково их значение в консультировании?
5. Кто такие заместители?
6. Какие виды чувств вы знаете?
7. Какие способы обращения с чувствами вы знаете?
8. Назовите основные условия необходимые для отношений и что они означают?
9. Расскажите об основных этапах консультирования с использованием клиент-центрированных семейных расстановок.
10. Какие виды клиентов вы знаете?
11. Перечислите основные этапы расстановочного интервью.
12. Какие признаки решения вы знаете.
Модуль 2.
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ И КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ®. Основные этапы клиент-центрированной семейной расстановки. Сценическая работа с образами. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 2. Расстановка первичного образа.
2. ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки.
Упражнение: ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. Работа с первичным образом расстановки.
3. Циркулярный опрос заместителей.
Упражнение: Циркулярный опрос заместителей в семейной расстановке.
4. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 3. Исследование систем клиента и поиск решения.
5. Основные техники используемые в клиент-центрированной расстановке.
6. Базовый идеальный образ системы родительской семьи в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
Упражнение: Перестановки, базовый образ и временной порядок в родительской семье в терапевтической группе.
7. Возможные ресурсные позиции детей по отношению к родительским фигурам в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
8. Механизм СМЕЩЕНИЯ РОЛИ (Перенос), принадлежащей другому человеку из предыдущей семейной системы Матери на Ребенка.
9. Механизм (активного) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ Ребенка с ролью (позицией), принадлежащей другому человеку в отношениях с Матерью
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 1. Смещенные роли.
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 2. Переплетение с другой позицией.
10. Порядок работы со смещениями и переплетениями в клиент-центрированной расстановке.
11. На что важно обращать внимание терапевту (консультанту) при работе с первичным образом клиента в клиент-центрированной расстановке.
12. Основные позиции терапевта (консультанта) в клиент-центрированной расстановке.
13. Основные этапы работы в КСР. Этап 4. Завершение клиент-центрированной семейной расстановки
14. Расстановка возврата ролей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что делает клиент, когда он расставляет свою систему отношений?
2. Какие существуют противопоказания для работы в роли заместителей?
3. Что такое «замещающее восприятие» и в чем его отличие от обычного восприятия?
4. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки?
5. Что такое «изначальный порядок» и как его можно увидеть в расстановке?
6. Как проводится циркулярный опрос заместителей?
7. Для чего во время расстановки используются перестановки заместителей?
8. Какие основные техники используются в расстановочной работе?
9. Что такое разделение контекстов и как оно проводится в расстановке?
10. Какие основные позиции консультанта в расстановочной работе вы знаете.
11. В каких случаях расстановку необходимо прервать, даже если решение для клиента не найдено.
12. Что необходимо сделать по завершению расстановки.
Модуль 3.
Родительская семья, как система. Отношения родителей и детей с позиции ребенка. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Кто принадлежит к родительской семье (РС).
2. Родительская семья, как система. Иерархические уровни в родительской семье.
3. Базовые образы и хорошие места в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР) при работе с родителями и детьми.
4. Родительская семья, как система. Правила (порядки) действующие в РС
Упражнение: Расставить образ родительской семьи и посмотреть, как система самоорганизуется.
5. Возможные ресурсные позиции детей по отношению к родительским фигурам в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
6. Механизм (активного) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ Ребенка с ролью (позицией), принадлежащей другому человеку в отношениях с Матерью.
7. Переплетение и его возможные степени.
8. Принятие собственной жизни, родителей, семьи, рода.
Упражнение: Молитва на заре жизни.
9. Базовые движения ребенка относительно матери или фигуры, выполняющей ее функцию.
Упражнение: Поток любви от матери (отца) к ребенку
10. Ситуации проводящие к прерыванию движения любви к матери (отцу).
11. Принципы восстановления прерванного движения любви ребенка к матери (отцу).
Упражнение: Движение к матери (отцу)
12. Основные системные динамики, возникающие между родителями и детьми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие места (позиции) в родительской семье позволяют по максимуму брать ресурсы и любовь от родителей?
2. Каким образом устанавливается иерархия между братьями и сестрами в родительской семье?
3. Каким образом дети компенсируют, то что они получили от родителей внутри родительской семьи?
4. Каким образом может происходить переплетение ребенка в родительской семье?
5. Какие возможные степени переплетения вы знаете
6. Что такое триангуляция?
7. Что такое парантификация?
Модуль 4.
Развитие и рост в родительской семье. Ребенок-Подросток-Девушка (Юноша). Как мы становимся
мужчинами и женщинами. Свободно выбранные союзы. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
Упражнение.К кому из родителей я ближе? На каком месте? Почему так произошло?
Упражнение: Исследовать позиции рядом с родителями.
1. Возможные позиции рядом с родителями
2. Основные позиции взросления для девочек относительно матери и отца или замещающих их фигур.
3. Основные позиции взросления для мальчиков относительно матери и отца или замещающих их фигур
Упражнение: Движение к отцу.
3. Мужское и Женское, как полярности человеческой сексуальности.
Упражнение: Движение к месту собственной сексуальной идентичности.
4. Динамики движение при позитивном комплексе Электры и при позитивном Эдиповом комплексе.
5. Сексуальность.
Упражнение: Обновление Мужского и Женского.
Упражнение: Поклон перед родителями, за спиной которых стоит жизнь.
6. Свободно выбранные союзы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные позиции, связанные с взрослением мальчиков и девочек вы знаете?
2. Чем отличаются основные позиции взросления у мальчиков и девочек?
3. Что такое сфера влияния матери и сфера влияния отца и где они находятся в расстановках?
4. Что такое система свободно выбранных союзов и как люди в нее попадают?
5. Кто такие «мамины сынки» и «папины дочки» и каковы особенности отношений между ними?
6. Какие факторы участвуют в формировании сексуальности?
7. Какие типы устойчивых пар вы знаете и чем определяется их устойчивость?
Модуль 5.
Мужчина и женщина. Отношения в паре. Как пара становится семьей. Нынешняя семья и наши дети. Завершение отношений в паре. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Схема партнерства и областей, оказывающих влияние на партнерство.
2. ПРЕДПОСЫЛКИ (ПРАВИЛА) ДЛИТЕЛЬНОГО И СЧАСТЛИВОГО ПАРТНЕРСТВА.
3. КОГДА ПАРА ИЗ СВОБОДНО ВЫБРАННОГО СОЮЗА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЕМЬЮ.
Упражнение: Я, мой муж (жена) и наши другие возможные роли в нашей паре.
Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).
Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).
4. ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К РАЗНЫМ СИСТЕМАМ.
Упражнение: Я, партнер(ша), Наши родители, Род.
Упражнение: Я, Партнер(ша) и Наша цель.
Упражнение: Танец Пары.
5. Завершение Партнерской связи.
Упражнение: Завершение партнерской связи.
6. Принципы системного уравновешивания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные области, связанные с партнерством в паре вы знаете?
2. Как общие или различные цели у партнеров влияют на устойчивость пары?
3. Как аборт влияет на отношения в паре?
4. Что происходит в паре если баланс в отношениях не может быть уравновешен долгое время?
5. При каких условиях пара становиться семьей?
6. Какие основные этапы завершения партнерской связи вы знаете?
7. Перечислите основные предпосылки для длительного партнерства.
Модуль 6.
Родовая система, связи, динамики и отношения в роду. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Кто принадлежит к родовой системе.
2. Родовая система – предки и передача энергии (ресурсов и отягощений) от старших младшим.
Упражнение: Установить связь с неизвестным (незнакомым) мне членом рода.
3. Порядки, действующие на уровне родовой системы.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родовой системе.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родительской семье родителей.
4. На что важно обращать внимание при работе с позициями в родовой системе.
Упражнение: Исследование ресурсов и отягощений в отцовской и материнской части родовой системы
Упражнение: Принять исключенного члена рода и ресурсы с ним связанные.
Упражнение: Проверить есть ли в родовой системе нужные мне ресурсы и принять их.
5. Ряд предков (прямые женские и мужские линии).
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто принадлежит к родовой системе?
2. Какие порядки, действующие на уровне родовой системы вы знаете?
3. Какой опыт, в первую очередь, хранится в родовой памяти?
4. Что такое родовые традиции? Как они формируются?
5. Могут ли меняться родовые традиции, если могут, то как это происходит?
6. Какой порядок действует для более новых систем в роду?
7. Назовите, в порядке убывания, какая система имеет система имеет для человека, принадлежащего к ней, более высокий приоритет. Род, Свободновыбранные союзы, Родительская семья, Нынешняя семья.
8. Какие основные динамики действующие на уровне рода вы знаете?
9. Как тяжелые судьбы в роду влияют на остальных членов родовой системы.
Модуль 7.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Цикл жизни-смерти. Процесс умирания. Умершие и их влияние на отношения. Динамика Агрессор-Жертва. Квадрат ЖАСС. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Цикл Жизни-Смерти.
2. Мета-сценарии и мета-роли для души.
3. Упрощенная универсальная схема мироздания.
4. Посмертные пути Души.
Упражнение: Есть ли у меня незавершенные отношения с умершими.
5. Основные динамики, возникающие в семьях при работе с умирающими и душами умерших.
Упражнение: Ритуал прощания с умершим.
6. Основные динамики, возникающие в следствии аборта ребенка в паре и семье.
7. Принятие абортированного(ых) ребенка (детей). Этапы работы.
Упражнение: Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).
Упражнение: Жизнь и Смерть.
8. Агрессоры и Жертвы.
9. Квадрат ЖАСС (Жертва-Агрессор-Спасатель-Свидетель).
10. Принципы системного уравновешивания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные этапы развития проходит человек в цикле своей жизни?
2. Какие основные уровни мироздания вы знаете?
3. Что происходит с душой абортированного ребенка, согласно буддийской традиции?
4. Какие этапы по работе с абортированным ребенком вы знаете.
5. Как абортированные дети влияют на отношения в паре, семье, роду.
6. Какие основные этапы динамики Агрессор-Жертва вы знаете.
7. Перечислите основные принципы системного урегулирования между агрессором и жертвой.
8. Что такое квадрат ЖАСС.
Блок интервизии
Для формирования профессиональных компетенций слушателей в программу обучения включена работа в интервизорских группах в которую входят: 4 дополнительные клиентские работы по рекомендованным темам, список тем приведен ниже, 4 самостоятельные работы в качестве терапевта, 8 работ в качестве наблюдателя и описание этих работ по установленной форме (форма дневника приведена ниже). Дневники должны быть присланы руководителю программы в электронном виде, в формате Word, не позднее первого дня 8 модуля.
Модуль 8.
Скрытые, симптомные, супервизионные расстановки, специальные форматы и области работы с расстановкой. Терапевт, его семья и терапевтический стиль. (40 ак.ч.)
Содержание тем модуля:
1. Виды скрытых расстановок.
Упражнение: Скрытая расстановка, в формате скрытые заместители.
2. Симптомы – указатели проблемных областей в роду.
Упражнение: Я, мой симптом, послание от симптома.
Упражнение: Прослеживание симптома в родовой системе.
3. Расстановка Проблемы-Решения
4. Расстановка Движения к цели
Упражнение: Сжатая расстановка Проблемы-Решения.
6. Супервизионные расстановки.
7. Основные модели супервизионных расстановок.
8. Я – Расстановочная работа – Мои Клиенты и Мой Род.
Вопросы для самоконтроля:
1. При каких условиях возможно использование формата сжатых расстановок?
2. Какие виды скрытых расстановок вы знаете?
3. Что такое свободные элементы в системных расстановках?
4. Что такое гомеостаз и морфогенез?
5. Как отличить в семейной расстановке движения гомеостаза от движений морфогенеза?
6. Могут ли семейные динамики из семьи консультанта оказывать влияние на его работу с клиентом?
7. Могут ли семейные динамики оказать влияние, на выбор человека заниматься консультационной деятельностью?
8. Какие основные модели супервизии в системных расстановках вы знаете?
Модуль демонстрации самостоятельных работ слушателями программы (32 ак.ч.)
Две двухдневки (после 5 модуля и после 6 модуля) или одна четырехдневка (после 6 модуля).
Слушатели отрабатывают и закрепляют практические умения и навыки, полученные на программе. Сдается две самостоятельные работы в качестве терапевта.
Реализация системных, расстановочных принципов в различных контекстах и в повседневной работе слушателей обучения.
Работа с терапевтическим стилем системного терапевта.
Модуль Очная супервизия и итоговая аттестация. (80 ак.ч.)
Демонстрация самостоятельных работ слушателями программы в качестве терапевта и супервизия их работы преподавателями-супервизорами.
Работа с терапевтическим стилем системного терапевта.
Очная супервизия в группе предполагает демонстрацию слушателем программы обучения «Системная терапия и клиент-центрированные расстановки» приобретенных им умений и навыков практической работы с клиентом с использованием основных приемов и техник системного консультирования и самостоятельного ведения семейной расстановки с целью:
· Определение уровня владения слушателем программы основными приемами и техниками Системной терапии и клиент-центрированных расстановок.
· Выявление возможных затруднений и «слепых пятен» в самостоятельной работе слушателя с клиентом.
· Обратная связь от преподавателей-супервизоров с рекомендациями для устранения слушателем возможных затруднений.
Группы интервизии
Обучение на программе включает в себя работу в группах интервизии для самостоятельной отработки практических умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Участие в группах интервизии является обязательным сертификационным требованием.
Интервизорская группа — это группа профессиональной поддержки и роста. Это пространство для общения, обмена опытом.
Конференция
Способствуют созданию и укреплению профессиональных связей и сетей для помощи слушателям в росте и развитии в рамках своей профессии.
Знакомство с результатами последних исследований в области клиент-центрированных расстановок, новыми взглядами и мнениями. Получение уникальных знаний, навыков и инсайтов.
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ознакомиться с Положением об аттестации по программе «Семейное консультирование и клиент-центрированные расстановки» можно здесь.
Групповая терапия в методе клиент-центрированных расстановок (дополнительный блок)
Групповая терапия в методе и семейные расстановки для получения опыта клиента, заместителя и ассистирования в рекомендованных клиентских группах. (88 ак.ч.)
Для углубления профессиональных компетенций слушателей в программу (в виде дополнительного блока) может быть включена групповая терапия в методе «Клиент-центрированных расстановок» которая предусматривает участие слушателей в качестве заместителей и ассистентов на клиентских группах преподавателей для получения личного опыта и практики работы с клиентами и личная терапия у сертифицированных личных терапевтов в методе.
Рекомендованные темы клиентских работ на учебных модулях и для интервизионных работ обучающихся по программе «Семейное консультирование и клиент-центрированные расстановки®».
Обязательные темы:
- Я и моя родительская семья.
- Я и родительская семья моей матери.
- Я и родительская семья моего отца.
- Я и моя нынешняя семья.
Рекомендованные темы:
- Я и мама.
- Я и папа.
- Я и мои братья и сестры (в том числе не рожденные)
- Я и бабушка.
- Я и дедушка.
- Я и бабушка.
- Я и дедушка.
- Я и мои дяди.
- Я и мои тети.
- Я и члены рода с тяжелыми заболеваниями.
- Я и умершие члены моего рода.
- Я и тяжелые судьбы в роду.
- Я и мои дети.
- Я и мои предыдущие отношения.
- Я и мои не рожденные дети.
Форма отчета для дневника клиента:
Дата:
Терапевт:
Запрос, с которым пришел клиент на сессию:
Эмоциональное и телесное состояние у клиента, до личной терапии (расстановки):
Основная тема, с которой работали:
Какие важные динамики были обнаружены в расстановке:
Итог работы:
Эмоциональное и телесное состояния у клиента, после расстановки:
Есть ли домашнее задание от вашего личного терапевта:
Какие дополнительные темы выявила проведенная работа:
В дневнике нужно оставить место для возможных замечаний, комментариев, осознаваний, которые могут возникнуть позже.