Направление: телесно-ориентированная психотерапия
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации
Формат обучения: очно, с возможностью прохождения терапии в онлайн-формате (не более 50% часов по программе).
Продолжительность: Программа рассчитана на 1,5 года обучения, 331 ак. ч. и включает в себя:
- 10 двухдневных модуля (семинаров) по 16 ак.ч. и 3 четырехдневных модуля (семинаров) по 32 ак.ч. для изучения теории, методики, освоения техник (практики) — 256 ак.ч.; Из них 13й модуль супервизии (итоговая аттестация/сертификация) — 16 ак.ч.;
- самостоятельную работу — письменное описание и разбор клиентского случая — 8 ак.ч.;
- личную терапию в подходе ТОП у одобренного ИКСР личного терапевта — 27 ак.ч. (20 астрономических часов); в регионе можно пройти онлайн.
- групповую терапию в подходе ТОП — 27 ак.ч. (20 астрономических часов); в регионе можно пройти очно или онлайн.
- индивидуальную супервизию в подходе ТОП у одобренного ИКСР супервизора — 13 ак.ч. (10 астрономических часов). Часы групповой супервизии (дополнительных групп) будут засчитываться 6:1 как часы индивидуальной супервизии, если участник выносит кейс для разбора, то ему дополнительно засчитывается это как 1 час индивидуальной супервизии, также работа терапевтом под супервизией на встрече тоже засчитывается как час индивидуальной супервизии, но таких часов не более 50% от необходимых часов индивидуальной супервизии.
Для кого
Программа повышения квалификации предназначена для психологов, психотерапевтов, врачей. В программе могут принять участие интересанты — все те, кто осознанно занимается своим развитием и интересуется телесными практиками.
Что будет
Основная цель программы — комплексная подготовка специалистов в сфере телесно-ориентированной психотерапии.
Задачи программы:
- ознакомить участников с теоретическими основами телесно-ориентированной психотерапии;
- сформировать навыки практической работы в русле ТОП (диагностической и терапевтической, в индивидуальной работе с клиентами и в работе с группой);
- повысить уровень телесной осознанности и улучшить саморегуляцию, толерантность к стрессу;
- расширить представление о себе, скорректировать бессознательный образ тела.
Детальное описание программы:
Семинары программы:
Теоретические и практические основы ТОП. 16 ак.ч.
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – направление психотерапии, активно вовлекающее в работу тело клиента: и с диагностической, и с терапевтической целью. ТОП популярна во многих странах Европы, Северной Америки, Южной Америки, развивается на Кавказе, в Азии и т.д. Последние годы ТОП все больше популяризуется в России.
Данный семинар является началом комплексной обучающей программы по ТОП ИКСР. Он знакомит с ТОП как самостийным направлением психотерапии, с его спецификой, возможностями, методами… Также каждый участник получит ценный опыт расширения телесной осознанности – установления контакта со своим телом, коррекции блоков и зажимов, экспрессии…
В программе семинара:
- ТОП: что это?
- Мифы о ТОП и факты.
- История формирования и развития, центральные школы ТОП.
- Законы ТОП.
- Основные методы, формы работы, спектр запросов.
- Возможности и ограничения.
- Этика прикосновений.
- Телесная осознанность, самовосприятие, самоотношение.
- Интеграция тело-разум-чувства.
- Телесная символика.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в парах, тройках, группе, самоисследование.
Диагностическая, структурная и процессуальная работа в ТОП. 16 ак.ч.
Начальный этап знакомства и диагностики – важнейшая часть терапевтического процесса. «Тело не врет» — гласит один из основных законов ТОП. Тело сообщает объективную информацию, чаще всего неосознаваемую самим клиентом. Тело – раскрытая книга, которую нужно уметь читать. Задача терапевта – научиться этому «чтению», видеть телесные факты, исследовать интерпретации. Как перейти от диагностике к практической работе? Чем различаются структурная и процессуальная работа терапевта? В программе семинара:
- Диагностика в ТОП: телесное считывание, факт и интерпретация.
- Диагностическое интервью в работе телесно-ориентированного психотерапевта.
- Структурная и процессуальная работа в терапии: возможности и ограничения.
- Важность характерологического анализа, выбор оптимальной стратегии и тактики терапевтической работы, принципы отбора техник.
- Принцип экологичности.
- Жалоба, первичный запрос, ядерный запрос. Критерии терапевтического запроса.
- Понятие о языке предъявления запроса: эмоциональный, рациональный, телесный.
- Этапы терапевтической работы.
- Построение терапевтического альянса, психологические защиты.
- Организация клиентской (индивидуальной, групповой) работы в телесно-ориентированной психотерапии. Оснащение кабинета.
- Двери контакта и гексаграмма психотерапии (биосинтетическая модель).
- Практическая работа: диагностика, структурные упражнения, следование за процессом.
- Демонстрационная сессия.
- Телесная работа: индивидуальная, парная, групповая, работа в тройках.
Вегетотерапия В.Райха как теоретический и практический базис современной ТОП. 16 ак.ч.
Вильгельм Райх – основатель телесно-ориентированной психотерапии, первопроходец в ТОП. Его направление вегетотерапия остается популярным и в наши дни, развиваясь и видоизменяясь. Для тех, кто интересуется ТОП, важно знакомство с вегетотерапией как с первым направлением ТОП, заложившим базу для последующих школ. В программе семинара:
- Биография Вильгельма Райха и появление ТОП.
- Тезаурус, основные понятия, принципы, методы.
- Возможности и ограничения.
- Мифы и факты.
- Мышечный панцирь и панцирь характера, работа с мышечными блоками и зажимами.
- Типы личности, модель структуры личности.
- Особенности современной вегетотерапии.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в парах, тройках, группе.
Основы диагностической и терапевтической работы в биосинтетическом подходе Д.Боаделлы. 16 ак.ч.
«Какова главная цель терапевта?
Помогать клиенту обрести больше интеграции, целостности и доверия к себе. Помочь его росту в действиях, в отношениях. Помочь ему найти свой собственный путь».
Дэвид Боаделла.
Биосинтез – популярное направление психотерапии. Название «биосинтез» можно перевести как «интеграция жизни»: большое внимание уделяется восстановлению целостности личности. Рассматриваются телесная, психологическая и духовная сфера – их взаимосвязь и единство.
Многие люди страдают от того, что их чувства, мысли и действия словно не могут договориться: «Чувствую одно, делаю другое», «Делаю, а почему – не знаю», «Не могу понять свои чувства»… Биосинтез помогает привести в гармонию ментальную сферу, эмоциональную и действия.
Основатель биосинтеза Дэвид Боаделла начал разрабатывать свое направление в 1970-х гг. И включил в него телесно-ориентированную психотерапию, эмбриологию, телесные практики Востока, теорию моторных полей и др. За прошедшие годы биосинтез получил официальное признание Европейской ассоциацией психотерапевтов и мировым сообществом. Он широко распространен и популярен в странах Европы, Австралии, Израиле, Канаде, России, США, в странах Южной Америки, Японии и др.
Биосинтез имеет собственную серьезную теоретическую базу, а также широкий репертуар техник для индивидуальной и групповой работы с клиентом, для самостоятельного выполнения.
В программе семинара:
- Биосинтез как ресурсно-ориентированный метод ТОП. История развития, основные понятия.
- Потоки жизни. Эндодерма, мезодерма, эктодерма: пути интеграции.
- Структурная и процессуальная работа в Биосинтезе.
- Биосинтетический ландшафт
- Гексаграмма как инструмент биосинтетического терапевта.
- Резонанс и контакт с клиентом.
- Концепция моторных полей.
- Энергетические центры. Чакральный подход в биосинтетической работе.
- Демонстрационная сессия.
- Телесная работа: индивидуальная, парная, групповая, работа в тройках.
Бессознательный образ тела: диагностика и коррекция. 16 ак.ч.
Современный человек регулярно смотрится в зеркало, видит свои фотографии, а порой и видео… И у него есть 2 представления о своем теле: сознательное и бессознательное.
Если сознательное представление более-менее приближено к реальности, то бессознательное может отличаться от реальности даже у психически сохранного взрослого человека. Бессознательный образ тела – то, каким мы ощущаем своем тело в глубине души, на подсознательном уровне, и это закладывается еще в детстве. Пока человек не любит, не принимает и не понимает свое тело, ему сложно принять и понять себя в целом. Ведь тело – неотъемлемая часть, базис для нашей личности…
Наш семинар позволит вам поближе познакомиться со своим бессознательным самоощущением тела, освоить техники коррекции своего образа тела, сделать шаг в личностном развитии и установлении контакта с собой, в самопринятии….
В программе семинара:
- Структура личности, проблема самоотношения и бессознательного восприятия собственной телесности.
- Я телесное: компоненты, особенности, формирование и искажение в процессе развития.
- Диагностика и коррекция бессознательного образа тела.
- Дисторции телесного образа я и проблемная анатомия (символика тела).
- Семейный сценарий восприятия телесности и ее проявлений.
- Привычная схема саморегуляции и самоотношения. Шаблоны взаимодействия с миром.
- Изменение самоотношения и взаимодействие с миром: безусловная любовь и принятие как идеальная модель.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в парах, тройках, группе, индивидуально.
Индивидуальная работа с клиентом в ТОП. 16 ак.ч.
Данный семинар программы посвящен индивидуальной работе с клиентом в русле ТОП. В программе семинара:
- Терапевтический альянс: особенности формата отношений и взаимодействия. Проекция, психологические защиты, позитивный и негативный перенос, идеализация и обесценивание. Сотрудничество. Мотивация, сопротивление и неготовность.
- Заключение терапевтического контракта, его диагностическое и терапевтическое значение. Влияние контракта на терапевтический процесс.
- Соматический резонанс, виды контр-переноса. Проективная идентификация.
- Стратегии ведения клиента, распределение ответственности и активности.
- Атмосфера сессии: безусловная любовь, любящее присутствие. Уровни контакта.
- Самонастройка и саморегуляция; самопрезентация и самораскрытие терапевта.
- Выявление ядерных дефицитов, восполнение дефицитарного опыта, вскармливнаие. Построение эксперимента.
- 2 основные функции родительской фигуры: питание и защита. Поддержка и структурирвоание в психотерапии.
- Мышечный панцирь, панцирь характера и построение терапевтического процесса.
- Эротический перенос в психотерапии.
- 3 ловушки психотерапевта.
- Искусство обратной связи, прием отзеркаливания.
- Завершение терапии как сепарационная модель.
- Отстройка, профилактика профессионального выгорания.
- Демонстрационная сессия.
- Сессии в тройках.
Работа с группой в ТОП. 16 ак.ч.
ТОП имеет и индивидуальную, и групповую формы работы. Нельзя сказать о том, что одна из них лучше другой, у каждой есть свои плюсы, и обе они могут сочетаться. Семинар посвящен работе в групповом формате.
В программе семинара:
- Особенности групповой терапии. Группа как объект терапевтического воздействия.
- Группа как системное образование.
- Особенности групповой работы в ТОП.
- Преимущества и ограничения групповой работы. Группа как зеркало.
- 3 формы групповой работы. Форматы групповой работы.
- Правила и этика групповой работы. Модель здоровой коммуникации.
- Границы группы: внешние и внутригрупповые.
- Этапы существования группы.
- Уровень доверия и безопасность в группе. Сплоченность и командообразование.
- Диагностика регресса группы. Приемы регрессирования и вывода из регресса.
- Особенности групповых проекций и заражения. Конкуренция.
- Опасность ретравматизации и возможность восполнения дефицитов.
- Групповые роли: причины формирования, проявления, коррекция, растождествление.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в тройках, малых группах, в группе.
Основы биоэнергетического анализа Александра Лоуэна. 32 ак.ч.
Биоэнергетика Александра Лоуэна (ученика Вильгельма Райха) – одна из центральных школ ТОП. Свою популярность она получила благодаря мощной теоретической базе и эффективному инструментарию. Также популяризации биоэнергетического анализа способствовали книги Александра Лоуэна – не только талантливого ученого, терапевта, но и писателя. Участники семинара получат возможность ознакомиться с основами биоэнергетики, попробовать на себе практики.
Александр Лоуэн развивал идеи связи строения тела, структуры характера и особенностей воспитания и отношения в первичной семье. Большое внимание уделяется физическим особенностям проявления характера индивида. Считывая телесные паттерны и производя специальные телесные интервенции, Александр Лоуэн помогал клиентам вывести на осознанный уровень свою телесную жизнь («Телесность человека и есть он сам») и здоровье (в частности, сексуальное). Большее внимание он придавал не сексуальности (как первоначально в вегетотерапии В.Райха), а удовольствию как таковому (в том числе и в этом проявились теоретические расхождения с В.Райхом). Биоэнергетический анализ повышает качество жизни.
В программе семинара:
— формирование метода и отличительные особенности;
— аналитическая часть теории биоэнергетического анализа;
— энергетическая составляющая теории (биоэнергия);
— либидозная энергия как движущая сила в развитии и стремление к власти;
— телесное считывание;
— характерологический анализ;
— основные принципы практической работы;
— работа с телом;
— заряженность тела и его разрядка;
— заземление;
— стремление к более целостному (холистическому) восприятию терапевтом клиента.
Терапевтическая группа.
Участники семинара получат ценнейшую возможность получить индивидуальные сессии, а также не менее ценную возможность наблюдения за работой специалиста по ТОП.
Основы бодинамики Л.Марчер. 32 ак.ч.
Бодинамический анализ Лизбет Марчер – популярное направление ТОП, получившее известность благодаря структурированности теоретической части и эффективности практических техник. Система структур характера, предлагаемая в бодинамике, является одной из самых популярных в ТОП. Сбалансированнео сочетание теории и практики привлекает все больше интересантов.
Участники семинара ознакомятся с теоретическими и практическими оснвоами бодинамического анализа.
В программе семинара:
- Возникновение бодинамического анализа: корни, предпосылки.
- Основные положения, принципы, правила работы, понятийный аппарат. Соматические Эго-функции. 4 уровня телесной осознанности.
- Базовые потребности и их депривация, возрастные периоды.
- Структуры характера: типология, детерминанты формирования, возможности диагностики и коррекции.
- Особенности терапевтической работы: индивидуальной и групповой.
- 3 позиции: гипо-, гипер-, сбалансированный тип. Трансморгинальный скачок.
- Модель БОДИНОТ (BODY-KNOT), коммуникативные проблемы и здоровая коммуникация.
- Границы: типология, возрастные этапы формирования. Возможности и правила терапевтической работы с границами.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в парах, тройках, мини-группах, в группе, самоисследование.
Диагностическая и терапевтическая работа с клиентом в хакоми-методе Р.Курца. 32 ак.ч.
Хакоми-метод интересен философской составляющей, интегрирующей западную телесно-ориентированную психотерапию и некоторые положения буддизма. Хакоми не является религиозной системой, это духовно-ориентированная практика самопознания, саморазвития и помощи другим.
В программе семинара:
- Хакоми-метод как одна из центральных школ телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).
- Рон Курц и история зарождения хакоми-метода.
- Центральные понятия тезауруса.
- Основные теоретические положения. Интеграция: ТОП и буддизм.
- Специфика хакоми и отличие от других направлений ТОП.
- Развитие навыков практической работы в русле хакоми.
- Практика осознанности и самоисследования.
- Диагностическая составляющая хакоми-метода.
- Практика: пробы, контактные высказывания, ядерное убеждение, трансформирующий эксперимент.
- Восполнение дефицитарного опыта, напитывание.
- Практика любящего присутствия как исцеляющий процесс.
- Демонстрационная сессия.
- Работа в парах, тройках, мини-группах, в группе. Самоисследование.
Применение практических навыков в ТОП. 16 ак.ч.
В программе семинара:
- Профессиональная помощь и поддержка в работе для терапевта, работающего в русле телесно-ориентированной психотерапии.
- Общая и дифференцированная диагностика.
- Учет структуры личности клиента в терапевтической работе.
- Углубление практических навыков терапевтической помощи в ТОП.
- Отработка навыков построения краткосрочной и долговременной стратегии и тактики работы.
- Исследование переноса и контр-переноса.
- Сессии в тройках.
- Освоение терапевтической позиции, отчет о сессии.
- Роли терапевта и наблюдателя в ТОП.
Супервизия в ТОП. 16 ак.ч.
Для участия необходимо прохождение обучающей программы по ТОП.
В программе семинара:
- Интеграция теоретических знаний и отработка практических навыков работы в русле ТОП.
- Диагностика структуры личности клиента в ТОП.
- Демонстрационная работа в «аквариуме». Работа с клиентом под супервизией ведущего.
- Схема представления клиентского случая на супервизию.
- Схема работы с клиентом.
- Разбор клиентских случаев.
Особенности программы:
Методологическая база:
Вегетотерапия В.Райха, биоэнергетический анализ А.Лоуэна, биосинтетический подход Д.Боаделлы, бодинамический анализ Л.Марчер, система М.Фельденкрайза, хакоми-метод Р.Курца и др.
Требования к сертификации:
— прохождение модулей (семинаров) программы в полном объеме (13 модулей, 256 ак. ч.);
— личная и групповая терапия в подходе ТОП: 20 часов групповой терапии и 20 часов личной терапии (54 ак. ч.);
— индивидуальная супервизия в подходе ТОП: 10 часов (13 ак. ч.). Часы групповой супервизии (дополнительных групп) будут засчитываться 2:1 как часы индивидуальной супервизии, но не более 50% от необходимых часов индивидуальной супервизии;
— письменная работа с описанием клиентского случая (8 ак.ч., заочно);
— итоговая аттестация 13й модуль (работа под супервизией) (16 ак.ч., зачет по работе).
Условия:
Модули проходят очно, с 10:00 до 18:00 (Мск). Групповая и личная терапия проходят очно. При этом допускается прохождение групповой и личной терапии в онлайн-формате (не более половины часов по программе: 10 астрономических часов как для групповой, так и для личной терапии).
Занятия проходят в удобной одежде, босиком. Рекомендован спортивный костюм и сменные носочки.
Стоимость и расписания указаны на странице соответствующего потока. Информацию о текущих и новых потоках можно посмотреть в конце страницы.
Предварительная запись на программу обязательна!
Руководители и ведущие курса:
Руководитель программы:
Преподавательский состав обучающей программы:
Ведущие терапевтических групп:
Индивидуальная терапия:
Групповая супервизия:
Индивидуальная супервизия: