Top.Mail.Ru

Ко-терапия

Главная / Газета / Статьи / Ко-терапия

Дополнительные возможности и ограничения

Анна Петровская и Влад Сырица

Работа в ко-терапии может быть плодотворной и эффективной, как для психологов, так и для клиентов. А может быть тяжелым и травматичным опытом.

Несколько слов об авторах статьи – каждый из нас со своим бэграундом в профессии (гештальт, психодрама, системно-феноменологический подход и многое другое) и, у каждого опыт практической работы более 10-ти лет. Мы регулярно проводим клиентские группы как ко-терапевты и наш опыт совместной работы оказался достаточно успешным. Мы потратили много времени на анализ того, что мешает и что помогает в ко-терапии, какие бывают подводные камни. И хотим поделиться своим опытом, идеями и наработками, хотя понимаем, что в формате одной статьи невозможно описать все важные аспекты и факторы совместной работы.

В совместной работе существуют разные модели сотрудничества между терапевтами: кто-то работает по очереди, кто-то даёт возможность выбора терапевта клиенту, кто-то делит между собой темы запроса. Мы же, предлагаем посмотреть на модель, при которой терапевты создают общее пространство ко-терапии, из которого потом и происходит работа с клиентом.

Наша главная идея состоит в том, что, несмотря, на множество факторов, влияющих на эффективность работы в ко-терапии, успешный опыт – это не чудо и не случайность, когда «людям вдруг повезло, и они хорошо работают вместе». Мы считаем, что сотрудничеству в ко-терапии можно научиться, а эффективно работать и комфортно себя чувствовать – это навык, который можно сознательно развивать.

Контракт между ко-терапевтами.

В простой модели терапевтических отношений все понятно – есть терапевт, клиент и тема (проблема) клиента. В ко-терапии появляется еще одна фигура – второй терапевт. Т.е. модель становится более сложной. Какие, в связи с этим, могут возникать проблемы, влияющие на работу?

Первое – это пространство (контакт) между терапевтами. Какие могут быть сложности? Например, конкуренция, борьба за власть, нарушение баланса, недоговоренности в процедуре терапии (провисания в работе) и т.п.

Второе – пространство (контакт) между терапевтами, клиентом и темой клиента. Каждый терапевт по-разному выстраивает свои отношения с клиентом. В работе, всегда, проявляются наши личностные качества и типичные паттерны поведения. Иногда, во время терапии, клиент может быть «ближе» к одному терапевту и «дальше» от другого. Что будет происходить с тем терапевтом, который чувствует, что его «исключают»? Например, он может начать конкурировать, бороться за внимание или отстраняться еще больше.

Также, имеет значение, как и с чем мы работаем – что берем в запрос, как идем к решению, какие делаем интервенции, как поддерживаем или фрустрируем клиента. У каждого терапевта свое понимание и свой подход, поэтому могут возникать противоречия.

Для того чтобы избежать или свести эти проблемы к минимуму, терапевты должны договориться о некоторых правилах совместной работы. При этом понятно, что невозможно заранее учесть и согласовать все возможные нюансы, которые могут возникнуть в процессе. Поэтому, договориться можно только о неких самых важных вещах, существующих, можно сказать – на уровне ценностей.

С нашей точки зрения, первичная задача для работы в ко-терапии – это заключение, поддержание и окончание терапевтического контракта между терапевтами.

Всем нам привычно понятие терапевтический контракт – как некоторая договоренность, описывающая взаимодействие между терапевтом и клиентом. В нашем случае фигура терапевта становится сложной (состоит из двух частей), при этом важно, чтобы для клиента эта фигура была единой – одним пространством. Поэтому, сначала должен быть заключен ко-терапевтический контракт.

Договариваясь о сотрудничестве, терапевты заключают временный, добровольно выбранный, союз. В этот союз мы входим на определенных условиях, сотрудничаем и заканчиваем это сотрудничество (окончание – это тоже очень важная часть процесса). То есть, с системной точки зрения, в результате встречи двух систем (Терапевт 1 и Терапевт 2) происходит рождение новой системы (Ко-терапевт).

Соответственно, в этом союзе (новой системе) действуют основные системные правила:

1. Новая система имеет преимущество перед старыми системами на время её существования. То есть, в новой системе (терапевтическом пространстве) работают новые правила, принятые за основу обоими терапевтами.

2. Равенство в отношениях – мы равноправные. Нет главного. Кто-то может быть ведущим в какой-то конкретный момент, но затем роли меняются.

3. Баланс брать-давать – развитие и поддержание ко-терапевтической связи, баланс и интенсивность обмена.

4. Слияние и автономность – есть «Я» и есть «Мы». Это существует одновременно. Ко-терапевт – это и есть новая фигура «Мы».

Объединяющие ценности.

Для эффективной совместной работы необходимы общие правила, общий фундамент. И мы уверены, что его можно построить, если вы с партнером разделяете общие ценности. Для каждой пары они могут быть свои. Мы же хотим предложить к обсуждению несколько базовых. Неразделенность этих ценностей с партнёром может сделать ко-терапевтические (и не только) отношения невозможными.

В рабочем процессе мы присутствуем всей своей личностью, а не только профессиональной частью. Поэтому ко-терапевтические отношения, в целом, подчиняются общим правилам, по которым развиваются отношения в паре.

Интерес друг к другу.

Партнёрство, как в общечеловеческом смысле, так и в профессиональном, невозможно без искреннего интереса к другому человеку. Не смотря на то, что ко-терапевтические отношения создаются с конкретной целью (работа для клиента) и существуют определённое время (семинар или клиентская группа), для качественной ко-терапевтической диады важно, чтобы взаимный интерес и симпатия терапевтов друг к другу, как к профессионалам и как к сложившимся личностям, присутствовал на самом раннем этапе. Не стоит недооценивать внутренние сигналы в виде настороженности, внутреннего напряжения или опасений, которые возникают уже на этапе первых договорённостей о совместной работе. Вероятность того, что в момент взаимодействия с клиентами, эти неявные напряжения проявятся еще сильнее, очень велика и может существенно затруднить работу.

Ориентация только на выгоду от совместной работы – недолговечная мотивация. Без симпатии, как на человеческом, так и на профессиональном уровне, сотрудничество долго не продержится. При этом личная симпатия является более скрепляющим фактором. По крайней мере, в начале сотрудничества и на кратковременных совместных проектах. В случае долгосрочного сотрудничества, профессиональное уважение к тому, что делает партнер, становится более актуальным.

Доверие друг к другу.

Без взаимного доверия работать в ко-терапевтическом партнёрстве, практически, невозможно. Не смотря на то, что доверие – это то, что формируется, проверяется и поддерживается именно совместной работой, уже на начальном этапе важно обратить внимание на базовый уровень доверия к своему ко-терапевту. Насколько вы доверяете ему как профессионалу? Насколько вы доверяете ему как человеку? Доверие на человеческом уровне опять же получается первичнее, по крайней мере, в начале сотрудничества.

Особенность работы в терапии состоит, в том числе и в том, что вы никогда не знаете, с чем столкнётесь в процессе работы. Соответственно, истории, которые рассказывает «бессознательное» клиента, могут быть непростыми для кого-то из терапевтов, и важно быть уверенным в том, что партнёр будет учитывать ваше состояние и обойдётся с этим бережно и уважительно для вас.

Уважение друг к другу.

В уважении друг к другу важно поддерживать в себе два аспекта. Во-первых, уважение, как признание права ко-терапевта на отдельное, отличное от вашего мнение. Право действовать так, как он считает нужным и правильным в данный момент, не испытывая при этом дискомфорт и желание сделать всё по-своему. Уважение к партнеру, как к профессионалу, даёт устойчивость к паузам и неопределенности в работе. Часто уровень конкуренции и тревожности между ко-терапевтами связан именно с тем, что один не до конца доверяет другому, как профессионалу. Тот, кто считает, что может лучше, вынужден постоянно контролировать работу партнера.

Второй аспект – уважение, как определённое переживание, направленное к другому человеку. Переживание, которое опирается на согласие с тем, что это другой человек и возможность быть в контакте с ним имеет ценность для вас, и в этом контакте достаточно места для каждого. Уважение к тому, что вас объединяет, и к тому, что вас разъединяет в партнёрстве.

Признание собственной ценности.

Для успешного партнёрства, как в общечеловеческом смысле, так и в профессиональной деятельности, способность осознавать себя как источник ценности для другого человека, является большим ресурсом. Опора на собственную личностную ценность и свой профессиональный опыт позволяет правильно выбрать ко-терапевта и, также, избежать ненужной конкуренции и перетягивания внимания на себя в работе. Признавая себя, свою ценность – легче признаешь другого.

Способность выдерживать конфликты и разногласия.

Одним из главных факторов, усиливающих ко-терапию или ослабляющих её, является способность ко-терапевтов оставаться в партнёрстве во время сложных ситуаций, связанных с внутренними и внешними напряжениями, конфликтами, неясностью и спорными моментами работы.

Фактор, который сильнее всего влияет на безопасность ко-терапевтического пространства, как для самих терапевтов, так и для клиентов – это способность терапевтов уважать аффекты друг друга, давать им место и время для проявления так, чтобы это не мешало ни группе, ни клиентам. Стремиться к прояснению ситуации, оставаться заинтересованными в контакте – на наш взгляд является одним из важных компонентов эффективности ко-терапевтической диады.

Равенство и партнерство.

Важной составной частью ко-терапевтических отношений является баланс в контексте равенства и партнёрства. Как и в любом другом парном союзе, партнеры бывают разные.

Первое, что обычно бросается в глаза – это гендерный аспект. Может быть (по крайней мере, пока) только 3 варианта: Мужчина и Мужчина; Женщина и Женщина; Женщина и Мужчина.

Первый встречается не очень часто. Второй – самый распространенный, просто за счет того, что женщин в профессии, в целом, больше. Третий, с нашей точки зрения, самый оптимальный вариант, за счет того, что дает максимум проекций/переносов – для детско-родительских и партнерских отношений, при этом, расширяет/дополняет общее пространство ко-терапии.

Второе, что имеет значение как при выборе ко-терапевта, так и влияние на процесс работы, это факторы «объективного» равенства или неравенства: терапевтический опыт, интенсивность и стабильность практики, статус в профессиональном сообществе, наличие учеников.

Наш опыт говорит о том, что большая разница в этих моментах делает практически невозможным создание общего пространства ко-терапии. Принцип равенства – один из важных принципов формирования общего ко-терапевтического пространства. В случае большой разницы, скорее возможен вариант – учитель-ученик, который тоже может быть вполне эффективным и ресурсным (для обоих терапевтов), но это уже другое пространство.

Третье – это наши личные особенности. Терапевты могут быть разные: открытые/закрытые, активные/неторопливые, спасающие/нейтральные, эмоциональные/аналитические и т.д.

Мы считаем, что разность по этим и многим другим личностным факторам дает возможность создания пространства ко-терапии, но требует большей согласованности от самих терапевтов и прояснения этих различий. Потому что, некоторые из них (особенно если/пока не осознаются) могут вступать в конкуренцию друг с другом, а другие (или, даже, те же самые) – могут дополнять друг друга, что позволяет расширить поле решений для клиента.

При этом, любые различия могут быть дополнительным ресурсом, так как расширяют пространство ко-терапии.

Цели ко-терапии.

Еще одним важным компонентом ко-терапии, определяющим возможность быть в состоянии слияния «мы», и оставаться в состоянии автономности «я», является прозрачность пространства целей самой ко-терапии, целей ко-терапевтов и иерархия этих целей. Для повышения качества работы, цели должны быть осознаны, согласованы и приняты партнерами.

Мы – помогающие практики, поэтому основная цель ко-терапии – помощь клиенту. Эта цель формируется под влиянием того, что мы сами, как терапевты, считаем исцеляющим для клиента, в чём видим свою терапевтическую задачу, что можем предложить клиенту. Исследуя, как этот вопрос решили для себя мы сами и наши коллеги, мы можем говорить о том, что целью Ко-терапии может быть: создание пространства для возможного исцеления; приведение к гармонии проблемной области клиента; достижение клиентом своей цели, служение чему-то большему.

И мы сами, как терапевты, идём в сотрудничество друг с другом для достижения своих целей, а они опираются на наши потребности, которые важно осознавать с самого начала. Для чего я хочу работать в паре? Какие свои потребности я удовлетворяю таким образом? Для работы хорошо, когда оба терапевта могут согласовывать цель своей работы с целью клиента в этой работе, и поддерживать индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы предполагаем, что цели терапевтов в Ко-терапии могут быть следующими:

— Поддержка и ресурс друг в друге. Финансовая заинтересованность. Удовлетворение через ко-терапию потребности в безопасности. Часто это основная цель создания ко-терапевтического пространства начинающими терапевтами. Объединение в союз на основе дефицитарности участников.

— Опыт совместного ведения, профессиональный обмен навыками и обучение друг у друга. Возможность профессиональной поддержки ко-терапевта. Потребность в принадлежности и признании. Объединение в союз на основе обмена между участниками союза.

— Личный и профессиональный рост. Непосредственное обучение в пространстве ко-терапевта, расширение терапевтического опыта за счёт новых клиентов, создание новых форм сотрудничества. Потребность в развитии и самореализации. Объединение в союз на основе полноты участников союза.

Отдельно нужно отметить, что в ко-терапевтической работе цели ко-терапии главнее целей ко-терапевтов. И даже, если отдельные цели и потребности партнеров не совпадают, то, главное, чтобы были общие на уровне ко-терапии.

Содержание ко-терапевтического пространства.

Подводя итог вышесказанному, мы хотим выделить важные формальные темы, которые необходимо прояснять до начала совместной работы. На что хорошо обратить внимание в парной работе, для того, чтобы из бессознательных стратегий, это стало осознанным выбором обоих:

1. Цель и смысл ко-терапевтического контракта – как договоренность о создании пространства ко-терапии – места, в котором отдельные терапевты объединяются в союз.

2. Ясные и четкие цели совместной работы – «для чего я хочу работать в ко-терапии?». Важно прояснить как свои собственные, так и своего ко-терапевта – потребности, ожидания и опасения. Например, в начале для кого-то может быть потребность в безопасности, для другого терапевта – потребность в развитии. Потребность в близости, сотрудничестве, совместном творчестве, поддержке и т.д.

3. Распределение обязанностей – организация группы, терапевтические роли (сильные и слабые стороны терапевтов, любимые и сложные темы/клиенты).

4. Прояснение личных факторов и системного наследства каждого терапевта, влияющих на совместную работу.

5. Приоритет пространства ко-терапии – общие ценности, общие цели, общие сложности (не у тебя не получилось, а у нас не получилось).

6. Равенство обоих терапевтов – равноправие и уважение. С учетом человеческого фактора, ясность относительно ситуаций, когда равноправие невозможно, например, актуальная кризисная ситуация в жизни одного из терапевтов, влияющая на его работоспособность. Существование договорённости о том, как выравнивается баланс в случаях невозможности равноправного участия в работе.

У терапевтов всегда будет разный опыт, разные личностные особенности, помогающие или ограничивающие работу, разный возраст/статус/стаж и т.д. Поэтому они должны понимать для себя, что дают и что получают в ко-терапии.

Равное партнёрство – равное финансовое распределение. На данный момент, мы считаем правильным, когда доходы и расходы делятся пополам. Иначе трудно представить равноправие, если финансовое распределение, например 30 на 70, то значит, я и работаю только на 30%? Есть смысл отдельно смотреть на организационные расходы, но бессмысленно и даже опасно (для сотрудничества) делить клиентов на «моих» и «чужих». Важно понимать, что даже если всех клиентов привлек один из терапевтов, все равно, они пришли на ко-терапию, т.е. на «нас». Тогда, может быть, в таких парах, для баланса, есть смысл договориться про специальный «менеджерский процент».

7. Открытость к диалогу – возможность обсуждать рабочие моменты. В том числе и во время терапии – способность сделать стоп-кадр, обсудить рабочий процесс, поделиться сомнениями и/или гипотезами, в присутствии клиента – это сохраняет контакт между терапевтами, уменьшает неопределенность в работе и является хорошей интервенцией.

8. Окончание терапевтического контракта. Так как ко-терапия – это временный союз, то он должен заканчиваться. И каждая пара для себя решает, в какой контекст переходят отношения после завершения работы. В случае регулярного или долгосрочного сотрудничества очень важно разделять контексты отношений – партнерских от, например, дружеских или просто коллегиальных. И не забывать, что «у моего ко-терапевта может быть другой ко-терапевт».

Дополнительно мы хотели бы отметить некоторые важные особенности в расстановочной работе в ко-терапии, которая предполагает определённый формат взаимодействия терапевта с клиентом. Поэтому, возможность вести расстановки в ко-терапевтическом альянсе имеет свои преимущества и сложности. Дальнейший текст ориентирован на специалистов, работающих в системно-феноменологическом подходе, но в целом будет полезен и для других модальностей.

О ресурсах ко-терапии в расстановочном подходе.

Работа вдвоем может быть очень ресурсной в первую очередь для клиента, но, что не маловажно, и для самих терапевтов тоже. За счет чего увеличиваются ресурсы в ко-терапии:

— Парность позиций. Распределение фокусов внимания. Возможность находиться в «двух местах» одновременно, т.е. легче фокусироваться на разных аспектах и поддерживать разные процессы. Также, эффективно работать, когда клиентом является семейная пара.

— Уменьшение зоны «слепого пятна» у терапевтов. Разный профессиональный и личный опыт терапевтов увеличивают возможности ко-терапии. И уменьшают зону сложных и непроработанных тем у отдельного терапевта.

— Устойчивость и стабильность. За счет того, что у каждого терапевта своя травматизация и степень проработанности, вероятность того, что оба «застрянут» одновременно, стремится к нулю. За счет этого работа идет практически без «зависания» и пауз.

— Увеличение силы воздействия. Сильные стороны каждого отдельного терапевта, позволяют пространству ко-терапии быть постоянно повернутым в сторону клиента самым лучшим для клиента образом. Каждый момент времени есть возможность быть в контакте с клиентом тому терапевту, который сейчас более устойчив.

— Большая ресурсность. Ресурсы каждого терапевта дополняют и друг друга и клиента. Мы вступаем в резонанс не только травмированными, но и ресурсными частями. По нашему опыту, работы с очень серьезными динамиками (коллективными и трансгенерационными травмами), проходили с меньшим сопротивлением и меньшим «трагизмом», который мог бы затянуть нас в «тяжелое» в случае индивидуальной работы.

— Глубина и баланс. Вдвоем проще удерживать пространство расстановки. И все её аспекты – клиента, тему, запрос, ориентацию на решение, заместителей, наблюдателей, интервенции и т.д.

Из отзывов участников клиентской группы в ко-терапии: «Я не была клиентом, я присутствовала на группе заместителем. Больше всего меня удивило то поле, которое было создано ведущими. Ясное, простое, очень ресурсное. С гармоничным взаимодействием мужской и женской энергий. С большим количеством уважения — спасибо, Влад, и любви — спасибо, Анна. К клиентам, их историям, их желаниям. Два терапевта, мужчина и женщина, способны создать пространство, в котором очень бережно и безопасно внутренняя проблема способна раскрыться другими гранями и превратиться в ресурс для того, кто делает свою работу». Ирина Р., 42 года.

— Дополнительный выбор. При работе в женско-мужской диаде, сам терапевтический запрос может выбирать терапевта. Есть совершенно мужские и совершенно женские истории исцеления. Тогда можно почувствовать, как поле расстановки мягко отводит второго терапевта в сторону. В силу личностных особенностей, кто-то из терапевтов лучше работает с партнерскими отношениями, детско-родительскими, родовыми динамиками, с разными типами клиентов и т.д.

— Парность восприятия. Различия в эмоциональном чувствовании поля и его аналитической обработке позволяет сделать для клиента работу не только более ясной и понятной, но и включить в терапию интервенции, которые находят в душе клиента больший отклик.

Из отзывов участников клиентской группы в ко-терапии: «Удивительно то, как согласованно делали терапевты шаги в моей работе. Удивительно то, что во время работы у меня было ощущение, что я общаюсь с одним человеком, и это не Влад, и не Анна, а кто-то еще, кто иногда говорил через Влада или делал что-то через Анну. Очень комфортно и правильно было для меня, когда кто-то из терапевтов работал с моим заместителем, а второй сидел рядом, и я могла чувствовать его внимание и поддержку. В вашем поле было очень безопасно, спасибо большее за работу». Наталья К., 38 лет.

О сложностях ко-терапии в расстановочном подходе.

Внутренний конфликт клиента при первоначальном опросе часто проецируется на самих терапевтов, соблазняя их поддерживать одну из внутренних позиций, убеждений, субличностей или лояльностей клиента. И чем сильнее раскол у клиента внутри, тем больше могут разниться мнения терапевтов относительно дальнейшей работы.

Т.е., внутреннее расщепление клиента может влиять на отношения между терапевтами. И, соответственно, наоборот – скрытый конфликт между терапевтами может усиливать внутренний раскол клиента. Очень хорошо, если это осознается самими терапевтами и может быть использовано в работе. Главным противоядием, позволяющим терапевтам преодолеть этот навязываемый конфликт, является базовое доверие друг к другу и уважение к мнению другого.

Можно выделить основные конфликты, связанные с динамиками клиента и нагружающие пространство ко-терапии:

— Возникновение у клиента динамик связанных с фигурами отца и матери. Неосознанный регресс в детскую позицию.

— Возникновение у клиента большей лояльности и доверия к одному из терапевтов, как симптом детской лояльности. Добрая мама/злая мама или папу люблю/маму боюсь. Соответственно, сопротивление – агрессия, либо отстранение от другого терапевта

— Проекция на терапевтов, как конфликт выбора. Развестись или остаться. Застревание, чтобы не выбирать.

— Проекция на терапевтов внутреннего расщепления. «Изгнанник» и «Защитник» в терминах субличностей.

Что еще может негативно влиять на нас как на команду:

1. История и опыт человеческих отношений партнёров. Эта история может быть гораздо больше, чем история профессиональных отношений. В неё входит накопленный опыт дружеских, коллегиальных, часто семейных или романтических отношений, история предыдущих профессиональных (ко-терапевтических) отношений, в том числе, история самой ко-терапии.

2. Комплекс проблем, сложившийся в детском слое восприятия: конкуренция и борьба за власть; перетягивание внимания на себя; избегание ответственности; поиски любви и одобрения; сложности с делегированием полномочий.

3. Системные влияния:

· Влияние предыдущего травматичного опыта, как профессионального, так и опыта отношений.

· Влияние системно-родовых динамик.

· Влияние больших систем – архетипический слой, слой коллективной травматизации, контексты места работы т.п

Процессы, происходящие у клиента и в группе, будут отражаться на процессах, происходящих внутри диады. И наоборот – отношения ко-терапевтов, так или иначе, будут влиять на внутренние процессы клиента. Например, неосознанная конкуренция между ведущими, а то и скрытая борьба за власть, может приводить к тому, что именно эти процессы (жесткой борьбы за власть и неосознанной конкуренции) могут влиять на динамики клиента. Чтобы минимизировать влияние негативных факторов на командную работу, важно, чтобы ко-терапевтическая пара была устойчивой и поддерживала взрослые функциональные отношения.

Заключение.

Все это позволяет нам быть ясными и устойчивыми в парной работе, входить в контакт, как в новое пространство, работать в этом пространстве для клиента, быть ресурсными и устойчивыми к трудностям, приходить к цели, а потом выходить из контакта в отдельность с благодарностью друг к другу.

Подводя итог наших размышлений в этой статье, вслед за известным аналитиком Отто Кренбергом, который описал факторы зрелости в парных отношениях, мы сформулировали признаки зрелых отношений в профессиональной паре:

1. Интерес к профессиональному обмену опытом: желание учиться у партнёра, открытость и желание делиться своим опытом.

2. Базовое доверие: обоюдная способность быть открытыми и честными, даже в отношении собственных недостатков.

3. Способность видеть и признавать как собственное несовершенство, так и несовершенство коллеги.

4. Общее понимание смысла работы, устройства психики, возможностей расстановок, своих задач в работе и возможности исцеления в принципе.

5. Зрелая зависимость: возможность принять помощь (без стыда, страха или вины) и оказать помощь; справедливое распределение задач и обязанностей – в отличие от борьбы за власть, обвинений и поисков правых и виноватых, которые ведут к взаимному разочарованию.

6. Признание неизбежности неудач, ошибок и необходимости защищать границы как свои собственные, так и командные. Понимание и признание отдельности и разности друг друга.

7. Скромность и благодарность. Важно не забывать благодарить, даже когда вы уже долго и комфортно работаете вместе. Признание сделанного твоим партнером чего-то «красивого и неожиданного» – важный ресурс ко-терапии. Также благодарность и признание заслуг помогает «закрывать» пространство ко-терапии.

Работа в ко-терапии может быть прекрасным опытом профессионального роста и зрелого партнёрства. Мы приглашаем вас в дальнейшее исследование этой темы, и приглашаем делиться своим опытом и пониманием с нами.

С наилучшими пожеланиями,

Влад Сырица (vladislav-s@inbox.lv) – психолог, психодраматист, обучающий терапевт (Мастер) «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок». Опыт практической работы с 1997 года.

Анна Петровская (anna-pet@yandex.ru) – психолог, обучающий терапевт (Мастер) «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок». Опыт практической работы с 2009 года.

Закажите обратный звонок

Обратный звонок всплывающее окно