Особенности работы православного
психолога в семейно-системных расстановках
Шпилева Татьяна
Прежде всего, дорогие
друзья, хочется сказать, что автор не имеет специального духовного образования,
и некоторые идеи, которыми делится в предлагаемом докладе, не претендуют на
истину в последней инстанции, а являются плодом размышлений по прошествии почти
пятнадцати лет ведения семейно-системных расстановок и, практически, такого же
периода времени жизни в православной вере.
Также важно отметить,
что когда автор будет употреблять термин «расстановки», то речь будет идти о
классических семейно-системных расстановках. Тех, о которых написано в книгах
Берта Хеллингера «Порядки любви», Гунтхардта Вебера «Два рода счастья»
(«Кризисы любви» в первом русском издании), Якоба Шнайдера «Семейные
расстановки».
Иногда так случается,
что православные психологи используют расстановки как инструмент работы с
человеком, а расстановщики с течением времени приходят к православной вере.
Возможно, так происходит потому, что в философской основе метода расстановок
лежит понятие любви. В свою очередь, любовь – это суть православной веры.
Любовь Бога к своим созданиям, любовь людей к Богу, любовь людей друг к другу.
Эта любовь, которой в течение жизни учится православный человек, и является
основой его любой деятельности, в том числе и ведения расстановок. Всё, что
делает православный человек, он стремится делать ради любви ко Господу и его
творению. Он опирается на плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Послание
к Галатам святого апостола Павла, V, 22-23).
Во время проведения
расстановки, психолог-расстановщик одновременно работает в трёх направлениях.
1) Контакт с собой. Понимание собственных ощущений, переживаний.
Использование в работе знаний, ресурсов, опыта.
2) Контакт с клиентом и клиент-терапевтические отношения.
Видение клиента, его переживаний. Понимание того, что происходит между ведущим
и клиентом. Использование знаний, ресурсов, опыта для построения доверительных
отношений и сотрудничества во время расстановки.
3) Непосредственное проведение самой расстановки. Видение
семейных динамик, обнаруживающихся во время расстановки, контакт с
заместителями, выбор приоритетной динамики в зависимости от запроса клиента,
поиск и нахождение образа-решения.
Рассуждая об
особенностях работы православного психолога в расстановках, посмотрим, как его
религиозное мировоззрение влияет на возможности и ограничения в работе в каждом
из вышеназванных направлений.
I.
Контакт с собой.
Понимание собственных ощущений, переживаний. Использование в работе знаний,
ресурсов, опыта.
1.1.
Возможности.
Основные ловушки в
работе расстановщика в этом направлении – это попадание в позицию спасателя.
Или клиента, или его родственников, или всего мира. Православный психолог в
большей мере защищён от этой опасности, т.к. знает, что спасти и клиента, и его
родственников, да и самого расстановщика может только Господь наш Иисус
Христос. Также каждый православный человек знает, что за всякое своё слово и
дело он однажды будет давать ответ Господу, и ещё в своей земной жизни по
духовному закону иметь дело с последствиями своих слов и поступков. Это знание
позволяет занять расстановщику правильное место в расстановке – место служения,
свидетельства происходящих процессов, место проводника нужных в конкретное
время и конкретному человеку знаний, исцеления или облегчения душевной боли
человека. Это бережёт расстановщика от попадания в работе в нарциссическую
позицию, заставляет его быть очень внимательным и ответственным к себе, своим
ощущениям, своим идеям. Молитва перед началом работы и во время работы
позволяет почувствовать покой, безопасность, Божью заботу обо всех, кто
участвует в расстановке. Удовлетворение таким образом базовой потребности в
безопасности даёт возможность более отстранённо и нейтрально наблюдать за
происходящим, больше видеть, доверять себе, выходить из тупиков, яснее слышать
свои ощущения и идеи, анализировать их полезность и иметь мужество применять в
расстановке.
1.2.
Ограничения.
а) Православный
психолог не путает психологию и психотерапию с парапсихологией, а по существу с
оккультизмом. Не использует в своей работе, в том числе и в расстановках,
никакие оккультные практики, не имеющие никакого отношения к профессиональной
психологической помощи людям.
б) Православный
психолог осуществляет помощь людям в рамках нравственного закона, данного в
Божьих заповедях. И не предлагает, как решение проблемы, ничего, что нарушает
какую-либо из них. Например, не предлагает аборт, как решение проблемы, вопреки
Божьей заповеди «Не убий».
в) Православный
психолог, как всякий православный христианин, не может, не имеет права работать
плохо. Он должен работать хорошо. Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
говорил о работе так: «К работе надо
относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном
уровне, а никак не ниже среднего». (50 советов и изречений архимандрита Иоанна
(Крестьянкина), http://www.pravoslavie.ru/77051.html). А протоиерей Леонид
Калинин в передаче православного радио «Радонеж» от 23 октября 2016 г. сказал
так: «Всё, что выходит из-под рук христианина, должно быть прекрасно».
Соответственно, чтобы
хорошо работать, православный психолог непрерывно развивается, а для этого
много и постоянно лечится, учится и работает. Лечится, в первую очередь,
участвуя в таинствах православной церкви, и, во вторую, с помощью личной
терапии. Учится, постоянно повышает свою квалификацию, посещая образовательные
программы, получая супервизию на свою работу, читая книги, как
профессиональные, так и приобщаясь к святоотеческому духовному наследию, в
котором психология занимает немалое место. Например, труды святителя Феофана
Затворника. Первое место, конечно, занимает чтение и изучение Библии.
Также необходимо
изучать историю и культуру России. Православие – культурообразующая религия в
нашей стране. Знание русской истории и культуры, их самобытности, позволяет
шире и глубже видеть системные динамики, открывающиеся во время расстановок.
Очевидно, что
перечисленные «ограничения» открывают и создают православному
психологу-расстановщику безграничные возможности для работы, становятся в
работе неисчерпаемым ресурсом.
II. Контакт с клиентом и клиент-терапевтические отношения.
Видение клиента, его переживаний. Понимание того, что происходит между ведущим
и клиентом. Использование знаний, ресурсов, опыта для построения доверительных
отношений и сотрудничества во время расстановки.
2.1.
Возможности.
Особенностью работы
православного психолога-расстановщика в этом направлении является то, что
фундаментом его контакта с клиентом и дальнейших клиент-терапевтических
отношений является любовь к клиенту, как человеку, по заповеди Божьей: «Заповедь новую даю вам, да любите друг
друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Евангелие от
Иоанна, XIII, 34)
Тогда то, что дальше происходит в клиент-терапевтических отношениях, можно
описать словами из притчи, приведённой в одной из проповедей митрополита
Антония Сурожского:
«В старой сказке
говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время жизни? Кто
самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее
совершить?»
И ответ был таков:
– Самое важное время
жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее ещё не
встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед
тобой, и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни
– в это мгновение, этому человеку дать всё, что может быть ему дано…». («Митрополит Антоний Сурожский,
«Проповеди на воскресные и праздничные дни», Пролог, 2009)
Примечательно то, что
когда удаётся встать в описанную в притче позицию служения, внутри открываются
новые неизвестные ресурсы, удаётся занимать нейтральную позицию, человек
видится в своей уникальности, вспоминается всё, что нужно для помощи именно
ему, приходят интуитивные, верные направления работы.
2.2.
Ограничения.
Ограничение одно: отказ от собственного эгоизма, от служения своему «Я». И
если это удаётся, то ограничение и тут переходит в бескрайние возможности для
работы, так как в клиент-терапевтических отношениях появляется доверие,
информационное поле семьи открывается для хорошей глубокой работы на благо
человека.
Как сказано в стихах 1-8 главы 13 Первого послания Коринфянам святого апостола
Павла:
«Если я
говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал
звучащий.
Если имею
дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я
раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в
том никакой пользы.
Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не
радуется неправде, а сорадуется истине; все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь
никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и
знание упразднится».
III.
Непосредственное
проведение самой расстановки. Видение семейных динамик, обнаруживающихся во
время расстановки, контакт с заместителями, выбор приоритетной динамики в
зависимости от запроса клиента, поиск и нахождение образа-решения.
3.1.
Возможности.
Возможности в данном
направлении включают в себя все возможности, перечисленные в пунктах 1.1 и 2.1,
и можно добавить ещё некоторые, связанные со спецификой проводимой работы.
Молитва и вера в
помощь Божью, знание Божьих заповедей, уверенность в благодатной силе прощения,
смирения, правды, благодарности и любви, которые даёт православная вера,
открывают православному расстановщику бескрайние возможности:
1) преодолевать
страх, часто возникающий в работе расстановщика;
2) обретать мужество,
мудрость, целомудрие, честность и другие важные человеческие ресурсы;
3) замечать и
выдерживать работу с обнаруживающимся в расстановке динамиками, связанными с
тяжёлыми событиями и судьбами;
4) работать со всеми
видами психологических травм, о которых писал в своей книге «Травма, связь и
семейная расстановка» Франц Рупперт;
5) бережно и
деликатно обходиться с границами клиента и его истории в расстановке;
6) лучше видеть
исключенных;
7) делать всю
необходимую профессиональную работу для восстановления в семейной системе
исключенных и высвобождения человека из системных переплетений.
3.2. Ограничения.
Ограничения,
переходящие в возможности, те же, что описаны в предыдущих двух разделах.
В заключение хочется
ещё раз сказать, что главной особенностью работы православного психолога в
расстановках является любовь ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенное
прибегание к его помощи, любовь к людям, вкладывание любви в свою работу.
Завершить хочется
снова словами, приведёнными однажды митрополитом Антонием Сурожским:
«Без
любви всё – ничто.
Справедливость без любви делает
человека жестоким.
Ответственность без любви делает
человека бесцеремонным.
Правда без любви делает человека
критиканом.
Воспитание без любви делает человека
двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека
лицемерным.
Компетентность без любви делает
человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека
тираном.
Честь без любви делает человека
высокомерным.
Обязательность без любви делает
человека раздражительным.
Богатство без любви делает человека
жадным.
Вера без любви делает
человека фанатиком.
Шпилёва Татьяна – психолог-психотерапевт
с 1996 года, мастер-тренер системных расстановок, сертифицированный
гештальт-терапевт, психотравматерапевт, действительный член ОППЛ, автор и
ведущая терапевтических и учебных программ, основатель и директор центра
психологической помощи.