Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии.

Главная / Газета / Статьи / Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии.

Якоб Шнайдер. Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии.Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии
Якоб Шнайдер
То основополагающее значение, которое приобрели в психосоциальной
сфере семейные и системные расстановки в группах и связанная с ними
системная работа и феноменологическая психотерапия, привело к
проникновению этих методов в различные формы индивидуальной терапии.
Очень многие консультанты и терапевты работают в контекстах, не
позволяющих им проводить расстановки в группах, а кто-то, может быть,
просто не решается работать с группами. И все же инструментарий
расстановок в группах и пронизывающий их дух нравится им настолько, что
они ищут путей интеграции метода семейной расстановки в свою
индивидуальную работу с клиентами или парами (или даже с семьями и
небольшими супервизорскими группами). Простую и прямую возможность этого
дает расстановка с использованием фигур или предметов, поставленных или
положенных на стол или на пол, которые репрезентируют членов семьи или
значимых для расставленной системы лиц.
Фигуры
Далее я буду исходить из своего личного опыта расстановок с фигурами.
Вскоре после моего знакомства с семейной расстановкой Берта Хеллингера и
первых попыток работать этим методом в группах я обратился к игрушечным
фигуркам «Playmobil» моего сына и стал каждый раз брать их с
собой туда, где у меня не было возможности опереться в работе на группу:
в консультацию по вопросам семьи и брака, в психосоматическую клинику, в
маленькие супервизорские группы и на собственную практику.
Мне «нужно было» как-то это делать. Уже после первой встречи с
семейной расстановкой в группах я знал, что это «мой» метод и «мой» вид
терапевтической работы, неважно, в группах или с отдельными клиентами.
То, что для расстановок с фигурами я стал использовать игрушки,
произошло без особых размышлений. Просто они оказались под рукой, их
легко переносить, они мало отличаются друг от друга – это были
обыкновенные фигурки мужчин и женщин в нескольких цветовых комбинациях.
Слава богу, что я не стал тогда никого спрашивать. Так мне удалось
без долгих раздумий и возражений со стороны просто набирать опыт работы с
фигурами. Насколько мне известно, сегодня этих простых фигурок уже не
купить. В принципе, не имеет особого значения, какие фигуры выбрать. (В
продаже есть так называемая «семейная доска» с деревянными фигурами.)
 
Но два критерия выбора фигур я все же назову:
 
Фигуры должны быть такими, чтобы терапевту было легко с ними
работать. При этом не надо смотреть на то, принимает или не принимает их
клиент. Если метод и вспомогательные средства подходят терапевту, то и
клиент с ними соглашается – почти всегда.
У фигур должно быть как можно меньше «характера», то есть они должны
как можно меньше определять зрительное восприятие и как можно меньше
отвлекать на то, что неважно и несущественно. Они важны не сами по себе,
а как пространственная проекция взаимоотношений членов расставленной
системы. (О пространственной проекции я еще буду говорить ниже.)
 
Работать с фигурами легче, если они позволяют провести минимум
простых различий: мужчина и женщина, направление взгляда и, может быть,
еще цвет или что-то другое, что дает возможность как-то различать
персонажи. Меньшие размеры фигур для обозначения детей уже могут
отвлекать, поскольку при определенных обстоятельствах могут внушать в
расстановке ориентацию на детский возраст, что нарушает принцип
«отсутствия времени» в этой работе.
Предварительный опыт работы с расстановками в группе
И еще одно мне хотелось бы заметить, прежде чем перейти к подробному
рассмотрению расстановок с фигурами. Сам я работаю в первую очередь с
группами. Моя работа с фигурами в индивидуальном сеттинге целиком
строится на примере работы с группами. Я не могу представить себе
расстановку с фигурами без опыта расстановок в группе. Поэтому я считаю,
что для хороших расстановок с фигурами нужен опыт расстановок в
группах, и лучше всего, если он будет включать расстановку собственной
семьи, наблюдение системных расстановок в группах или по видеозаписям,
но не обязательно собственную работу с расстановками в группах. Я знаю
терапевтов и консультантов, работающих с фигурами, которые никогда сами
расстановок в группах не проводили. Но я не знаю никого, кто работал бы с
фигурами, никогда не видев ни одной расстановки в группе.
Дальше я хотел бы рассказать о том, в каких случаях уместно
проведение расстановки с фигурами, как я поступаю на индивидуальных
сессиях, если мне нужна расстановка с фигурами, какие инструкции я даю
клиенту, а также о том, как я провожу такие расстановки. Затем я
остановлюсь на рисках и шансах расстановки с фигурами и в заключение
скажу кое-что о расстановках с фигурами и «работе души», а также о том
значении, которое имеет при этом методика действий.
Терапевтическое «место» расстановок с фигурами
Процессы решения, о которых идет речь в консультировании и терапии,
можно различать следующим образом: во-первых, существуют проблемы,
разрешаемые путем изменения поведения, путем научения, с помощью
креативности и духовного начала и в некоторой степени – с помощью своего
рода умственной активности, освобождающей от блокирующего мышления и
действий.
Затем существует область травмы, душевных ран, которые в большинстве
своем связаны с прерванным движением любви к матери, к отцу, к другим
значимым лицам и к жизни вообще и которые были получены чаще всего в
раннем детстве. Здесь решения достигаются с помощью обратных,
заживляющих рану процессов между ребенком и значимым для него человеком.
И, наконец, существует обширная область переплетения и высвобождения в
отношениях. Проблемы здесь являются результатом глубокой вплетенности в
роковые сообщества, прежде всего сообщества семьи и рода, и их
последствий, а решения возникают благодаря постижению «порядков любви».
Метод расстановки занимается душевными процессами переплетения и
высвобождения. Решения здесь появляются при взгляде на всю систему
отношений в целом: каждый имеет равное с другими право на принадлежность
и может занимать принадлежащее ему место, каждый сам несет свою судьбу,
отказывается от вмешательства в судьбу другого и позволяет остаться
позади тому, что позади. Речь здесь идет о жизни и смерти, о счастье и
несчастье, здоровье и болезни, о складывающихся и не складывающихся
отношениях, о принадлежности и исключенности, о соотношении «давать» и
«брать», об уравновешивании и вине, о личном предназначении и замещении.
Таким образом, нами названы, по существу, критерии, определяющие,
когда целесообразно проведение семейной расстановки: всегда, когда
что-то должно прийти в порядок, успокоиться, завершиться в «групповой
душе», когда решению препятствуют переплетения, когда семью обременяют
тяжелые судьбы.
Расстановка с фигурами на консультационной или терапевтической сессии
Многие терапевты и консультанты будут интегрировать семейную
расстановку с фигурами в свой метод работы и свое базовое понимание
терапии. С проблемами переплетения и высвобождения сам я работаю в
основном в течение только одной сессии, и вся работа концентрируется на
расстановке с фигурами. Но, разумеется, здесь существует большая свобода
действий.
Для проведения расстановки с фигурами важны следующие элементы: как и
в случае расстановки в группе, в основе расстановки на индивидуальной
сессии должны лежать серьезный запрос и сила клиента. В своей
возможности помочь терапевт зависит от этой стремящейся к решению
энергии и «душевного веса» вопроса клиента. Поэтому вопрос о проблеме и о
том, «какой хороший результат должна иметь беседа», является той
исходной точкой, ясность и сила которой предрешают «успех» семейной
расстановки. Уже в самом начале терапевт и клиент должны знать, на что
они направляют свою энергию. Оба они должны ощущать что-то из «групповой
души», несущей основы их усилий в поиске хорошего решения.
Однако в начале индивидуальной сессии подлинный запрос клиента и его
сила, направленная на решение, часто бывают еще скрыты. Здесь требуется
«подведение» к расстановке и лежащим в ее основе душевным процессам. Оно
должно быть кратким, должно сразу же уводить от второстепенного и
отвлекающего, направлять внимание и энергию на основополагающие семейные
процессы и формировать доверие для совместной работы. Обычно я коротко
указываю на свой метод работы, говорю о переплетениях в семейных
системах и кризисах в отношениях и о тех вещах, на которые я буду
обращать внимание. Если у меня уже есть предположение, куда «пойдет
дорога», я могу сразу рассказать одну или несколько подходящих к случаю
историй. Если же я пока не чувствую направления работы, иногда помогает
открытая или раскрывающая «смесь» коротких примеров и наблюдение за
реакцией на них клиента.
Основу разрешающих шагов расстановки образуют значимые для этого
сведения: важнейшие события в истории нынешней семьи и/или родительской
семьи и судьбы в семье и роде. Эта информация, а также то, как клиент ее
сообщает, часто уже ведет к глубокому соприкосновению с системой
отношений и первому проблеску действующих в ней любви, переплетения и
достоинства. Или терапевт сразу чувствует, в каких сведениях есть сила, а
в каких нет, упоминает ли клиент о чем-то действительно важном или у
него нет решающей информации.
Процесс информирования – это процесс диалогический. Он требует от
клиента и терапевта контакта с «душой группы». Он живет главным. Он с
самого начала служит решению. И удается он только на основе уважения и
согласия перед лицом событий и судеб, о которых идет речь.
В центре системно-ориентированной работы находится сама расстановка с
фигурами, обнаружение системной динамики или, лучше сказать, «открытие
себя» этой динамике, изменение «мест» фигур в направлении
«образа-решения» и произнесение фраз, отражающих переплетение, и фраз,
из него высвобождающих.
Руководство перед расстановкой с фигурами
Если человек уже участвовал в семейных расстановках, видел их в
группах или знает о них по книгам или видеозаписям Берта Хеллингера, то
ему вряд ли нужен какой-либо инструктаж, его можно сразу же попросить
расставить членов семьи с помощью фигур. Однако и в этом случае, как и в
работе с теми, кто с семейной расстановкой не знаком, я обычно ссылаюсь
на расстановки в группе и вкратце рассказываю, как протекает этот
процесс. По крайней мере, мне легче, если я работаю с фигурами так же,
как в расстановке с заместителями.
Связав, таким образом, расстановку с фигурами и расстановки в группе,
я вместе с клиентом определяю, кто из членов системы важен (или важен
сначала) для расстановки, и выкладываю нужные фигуры на столик. Затем я
прошу его молча, ничего не объясняя, поставить фигуры друг по отношению к
другу так, чтобы это отвечало его внутреннему образу, без времени, без
оснований, в соответствии с его ощущениями. Обычно никаких проблем с
расстановкой у клиентов не возникает.
Если трудности все-таки появляются, то они почти ничем не отличаются
от тех, которые возникают в группе. Возможно, это не подходящий момент
для расстановки, или у клиента нет внутренней готовности, доверия к
методу или к терапевту, или здесь нужна расстановка другой системы
отношений, например, не нынешней, а родительской, или наоборот.
Тут, правда, проявляется большой недостаток индивидуальной терапии по
сравнению с работой в группе. В группе я имею возможность работать
сначала с теми, кто к этому готов. Замкнутые, сомневающиеся и
нерешительные люди, наблюдая происходящие у других процессы и участвуя в
расстановках чужих систем, могут входить в эту работу постепенно и
оставлять больше времени для своего внутреннего процесса. Если клиенту
трудно расставить фигуры по отношению друг к другу, иногда я делаю это
за него, ориентируясь на собственные чувства на основании полученной
информации, а потом прошу клиента поправить мою расстановку. Иногда,
если складывается впечатление, что расстановка сделана «из головы», или
каким-то образом не согласуется с полученными сведениями, или если
клиент поставил все фигуры в одну линию лицом к себе, нужно просить
клиента проверить ее еще раз.
Последнее случается постоянно, но это легко поправить, указав
человеку на то, что в виде фигуры он тоже присутствует в расстановке,
которая должна передавать отношения каждого члена семьи к каждому.
Работа с расстановкой
Расстановка с фигурами служит тому, чтобы вышло на свет переплетение
клиента внутри его семейной системы, чтобы для него стало очевидно само
переплетение и то, как его развязать, чтобы он мог занять верное место в
системе отношений и оттуда принимать, любить и уважать отца и мать,
чтобы он мог с любовью отпустить того, кого должен отпустить, и принять в
систему и в свое сердце тех, кто был исключен.
Итак, с помощью расстановки с фигурами должна стать явной динамика
переплетения и высвобождения. Однако в такой работе нет заместителей с
их чувствами и сообщениями. Фигуры ничего не чувствуют и не говорят.
Теперь задача терапевта или консультанта заключается в том, чтобы через
взаимное расположение фигур «вчувствоваться» в систему и выразить
чувства, отражающие семейную динамику.
Можно, конечно, попросить клиента сделать это самостоятельно. Иногда
это тоже вызывает свои «ага!»-эффекты. Но, по моему опыту, в том, что
касается существенных моментов семейной динамики, клиент слеп. Правда,
он обладает неосознанным знанием, иначе не мог бы делать расстановку
так, как он ее делает, а терапевт не мог бы вчувствоваться. Но это
знание клиент привносит скрытым образом, и задача терапевта, оставаясь
посторонним, открыться групповой душе клиента настолько, чтобы это
скрытое показало ему себя и могло быть озвучено.
Так как я сразу говорю о расстановке в группе как о «прототипе», то в
воспроизведении семейной динамики я тоже беру в пример группу и
проговариваю, как чувствует себя чужой человек в роли того или иного
члена семьи на том месте, куда его поставили. То есть я передаю не то,
как чувствуют себя на этих местах члены семьи клиента, а то, что
предположительно чувствуют заместители. Я провожу это различие,
поскольку оно позволяет клиенту в какой-то степени дистанцироваться по
отношению к находящемуся на переднем плане восприятию членов его семьи,
оставляет мне и клиенту больше свободы в восприятии и принятии
увиденного, а также потому, что мне так легче корректировать
высказывания и обходить сопротивления. Если мои слова по поводу семейной
динамики и чувств исполнителей ролей попадают в цель и трогают клиента,
то он и без этого находится в более или менее глубоком процессе транса
со своей семьей.
Пока я говорю, я наблюдаю за реакциями клиента. Иногда я спрашиваю,
соответствуют ли мои ощущения истине и говорят ли они о чем-нибудь
клиенту. Если мне удается правильно вчувствоваться в расставленную
систему и ее динамику, то клиента я «завоевал» и работе по поиску
решения, как правило, больше ничто не мешает. И тогда клиент порой
удивленно спрашивает: «Откуда вы знаете?»
Следующий шаг расстановки с фигурами снова такой же, как и в
расстановке в группе. Я меняю положение фигур, передаю изменившуюся
динамику и изменившиеся чувства, пока не проявится то, что хочет
проявиться, и так вплоть до появления образа-решения. Если мои
собственные ощущения и ощущения клиента позволяют мне быть уверенным в
моих действиях, я просто остаюсь с тем, что мне показывается, и передаю
это. Если я не уверен в себе, то снова и снова прерываю этот процесс. Я
спрашиваю клиента о его ощущениях в момент движения вместе с его фигурой
и фигурами членов семьи, я прошу его предоставить дополнительную
информацию или пробую другие, возможно, более точные позиции фигур, пока
динамика и решение не проявятся достаточно ясно.
Я прошу клиента вчувствоваться в место-решение и спрашиваю его, как
он себя при этом чувствует. Я обращаю внимание на то, приносит ли ему
это место облегчение, отражается ли оно на нем освобождающе, целительно
или благотворно. Иногда я на этом заканчиваю расстановку с фигурами.
Часто, прежде всего при наличии проблем, не позволяющих клиенту
занять новое место в системе, или если решение пока не «схватывает», или
кажется, что его нужно углубить и дополнить, я произношу фразы, которые
попросил бы сказать клиента в расстановке с группой в тот момент, когда
он сам входит в систему вместо заместителя, или фразы, которые я
попросил бы заместителей сказать клиенту.
Зачастую это самая важная часть процесса расстановки с фигурами (как и
расстановки в группе) – соприкосновение через фразы, обнаруживающие
переплетение, а также облегчение и «избавление» во фразах силы. Часто я
прошу клиента произнести соответствующие фразы в душе или даже вслух или
осуществить во внутреннем образе, а иногда и «вживую» определенные
действия, например, поклон.
Если я оказываюсь не прав в своем внутреннем ощущении динамики
системы, если у меня не возникает никаких чувств по отношению к
расставленным в виде фигур членам семьи и к системной динамике, или если
клиента совершенно не трогают мои «образы» по поводу его системы
отношений, я прерываю процесс расстановки, собираю дополнительную
информацию, рассказываю истории или даже прекращаю расстановку.
Риски и шансы расстановки с фигурами
Опасности расстановки с фигурами и ошибки, которые здесь можно допустить, в основном те же самые, что и в расстановке с группой:
 
терапевт начинает работать при отсутствии у клиента настоящей готовности и силы;
он руководствуется схемами, которые не дают ему увидеть инаковость и новизну каждой расстановки;
он работает со слишком большим количеством информации или у него нет решающей информации;
он руководствуется визуальными шаблонами и ассоциациями и потому не входит в резонанс с душой.
 
Решающим недостатком по сравнению с расстановкой в группе является
то, что часто только совершенно неожиданные высказывания заместителей
позволяют терапевту проникнуть в динамику системы. Например, не всегда
уже по констелляции бывает видно, что один член системы хочет уйти
вместо другого, и лишь высказывания заместителя, может быть, на это
укажут. Если у терапевта есть такое предположение, в группе ему легче
его проверить, тем более что часто очень важные указания на верность
подобных предположений дает энергия и участие наблюдающих расстановку
членов группы.
Но эта трудность работы с фигурами по сравнению с расстановкой в
группе не является фундаментальной. Ведь и в группе динамика,
существующая в групповой душе клиента, раскрывается не исполнителями
ролей, а душой клиента. Так, и на индивидуальной сессии существует
переживание «силы», которая становится ощутимой, если предположение
обнаруживает что-то реально существующее.
Последним критерием остается соответствие истине и соприкосновение
терапевта и клиента, которое и в расстановке с фигурами тоже часто
бывает удивительным. Терапевт видит решение, когда оно появляется, в
непосредственном восприятии клиента. Восприятие означает принятие того,
что становится явным, появляясь из скрытого. Древнегреческое значение
слова «истина» – это «нескрытость». Разрешающее обычно приходит
неожиданно и трогает душу, оно приходит тихо и служит действию и миру.
Оно воздает должное и идет на пользу всем членам системы.
Как и расстановка в группе, расстановка с фигурами – это тоже шанс,
особенно в тех случаях, когда консультант или терапевт чувствует, что
ему пока не по плечу групповой процесс. Без ясного взгляда, точного
восприятия и определенного руководства со стороны терапевта расстановка в
группе тоже может приобрести собственную динамику, уже не
соответствующую системе клиента. Кроме того, расстановка с фигурами
позволяет избежать опасности слишком сильного привнесения заместителями
собственной проблематики. Правда, здесь и меньше возможностей для
коррекции предварительных суждений и «слепоты» терапевта. Кроме того, в
индивидуальном сеттинге терапевт более подвержен сильному «затягиванию»
со стороны клиента.
Работа с фигурами и работа души
В расстановках в группе заместители «резонируют» с душой
расставленной системы. Фигуры на это не способны. Они остаются просто
предметами, чем-то представляюще-изобразительными. (Фигуры не нужно
просить снова выйти из их ролей.)
Расстановкой с фигурами можно ограничиться как работой с образами. В
первые годы я так и поступал. Работа с фигурами создавала визуальный
мост, наглядно показывала то, о чем шла речь. Это метод, позволяющий
делать много косвенных внушений. И часто одно это уже очень помогает. Но
расстановка с фигурами способна на большее. Удивительно, как быстро она
создает для души пространство, в котором «колеблется» групповая душа,
так что клиент и терапевт могут войти с ней в резонанс. Ведь
расстановочная работа – это не только работа с образами, она так глубоко
волнует и трогает, поскольку дает образам «пространство».
«Пространственные образы» отличаются от «плоских» не только тем, что
создают правильное измерение для отношений, но прежде всего тем, что из
них может «возникнуть» нечто с трудом поддающееся описанию, что
ускользает от простого рассмотрения. Они создают что-то вроде «поля
колебания».
Таким образом, в расстановке с фигурами клиент и терапевт не в
фигурах, а через фигуры входят в резонанс с групповой душой и ее
динамикой. В то же время расстановка с фигурами облегчает
терапевтический процесс, протекающий «снаружи», и выводит из
«сокровенности» мыслей и представлений. Она ближе к действительности,
что просто обсуждение происходившего.
Разумеется, поразительно глубокий контакт в работе с фигурами
возникает не только благодаря расстановке. «Колеблющееся» связано со
словом: со словами, что-то верно передающими, со словами, создающими
ясность, со словами, отражающими переплетение, и словами, его
развязывающими, со словами любви и силы. А глубокое соприкосновение
проявляется в жестах, телесном выражении душевного движения.
Работа с фигурами оказывает глубинное действие лишь в том случае,
если, выходя за пределы образного, она переходит в область «полей
отношений» и их сил и открывается для освобождающих и целительных
диалогов и жестов.
О методической ценности расстановки с фигурами
Кто обладает пониманием глубоких процессов в семейных системах и в
душе, тот и без расстановки в группе или с фигурами может работать и
находить решение, опираясь только на знание о существенных событиях и
судьбах, в глубоком резонансе с душой ищущего помощи и в поиске
«постижения». (Постижение – это, по сути, проясняющий сознание процесс
транса.)
Но обычно какой-нибудь метод облегчает и терапевту, и клиенту
восприятие существенного и важного. Он фокусирует информацию,
структурирует процесс и концентрирует внимание. С помощью метода
расстановки клиенту и терапевту легче убедиться, что они идут одним
путем, открываясь в дороге навстречу тому, что хочет проявиться из
скрытого. Они действуют вместе, в том «месте», где находится душа
клиента, и не дольше, чем это нужно для решения. Пройдя расстановку с
фигурами, с помощью образа-решения клиент берет что-то «домой», что
продолжает действовать в его душе и часто лишь со временем раскрывается
по-настоящему.
Это сродни воздействию театральной пьесы. Она может захватить уже при
чтении. Но все же постановка в театре – это в большинстве случаев более
глубокий и впечатляющий опыт, пока она отражает суть пьесы,
действительности, служит облагораживанию зрителя и «верно» играется.

Закажите обратный звонок

Обратный звонок всплывающее окно