Все пуговки, все блохи, все предметы что-то значат.
И неспроста одни ползут, другие скачут
Я различаю в очертаниях неслышный разговор:
О чем-то сообщает хвост,
на что-то намекает бритвенный прибор.
Тебе селедку подали. Ты рад.
Но не спеши ее отправить в рот
Гляди, гляди! Она тебе сигналы подает.
«Озарение» Н.Олейников 1932
Процессуальная работа, так еще называют процессуальный подход в психологии, имеет под собой фундамент простых, но эффективных теории и практики, разрабатывавшихся в последние четверть века Арнольдом и Эми Минделл, а также их коллегами в Швейцарии, США, и других странах. Уходя корнями в аналитическую психологию Юнга, даосизм и физику.
Процессуальная психология – это широкий и разносторонний подход, который включает в себя работу со своими внутренними переживаниями, с хроническими симптомами, разрешением конфликтов, работу с взаимоотношениями. Арнольдом Минделлом было сделано открытие, что сновидения случаются не только ночью, но что сновидческий процесс сновидит в теле в данный момент – и то, как человек говорит, как движется, какие чувства испытывает и как если наблюдать за этим, то можно поймать его сновидение.
В своей работе, своих книгах Арнольд Минделл показывал, как можно использовать мимолетные, исчезающие, еле уловимые, похожие на вспышки акты восприятия для получения доступа к Сновидению и более полного понимания ваших снов. Он называю эти восприятия «вспышками-заигрываниями» они представляют собой «предсигналы», и их легко упустить из вида.
Современная психология определяет Восприятие как отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который окружающая действительность воздействует на нервную систему человека. Можно сказать, что это совокупность ощущений. И восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции мозговых отделов анализаторов. Восприятия бывают различных видов, форм и размеров.
Как правило, предмет как целое, выделятся на фоне всех других вещей и часто выделяемый предмет, явление или ощущение, из множества других, уже знакомо человеку и он снова и снова выбирает его. Продолжительность такого восприятия бывает более длительное, и такой предмет или явление легко определить и назвать, чем другое продолжительностью доли секунды – «вспышки-заигрывания» — так они называются в процессуальной психологии.
«Вспышки-заигрывания», это те быстрые и воображаемые взаимодействия, которые возникают между наблюдателем и наблюдаемым. Это едва заметные предсигналы, которые происходят слишком быстро, в мгновение ока – подобно тому, как мигает электрическая лампочка, включаясь и выключаясь. Мимолетный характер этих сигналов как будто кратковременная вспышка и на них очень трудно сосредоточиться и легко упустить из виду. Этот сигнал как бы заигрывает с вами, захватывая ваше внимание. Это некое грезоподобные взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Минделл вспоминает австралийских аборигенов, живущих в своей естественной среде, что абориген «мог бы воспринимать дерево, как обладающее способностью захватывать его внимание, «заигрывать» с ним, так что его тянет взглянуть на дерево. Дерево как бы подмигивает вам, и тогда, вследствие этого заигрывания, вы обнаруживаете, что вас тянет на него взглянуть. Согласно представлениям аборигенов, объекты обладают способностью захватывать наше внимание, заигрывая с нами, прежде чем мы на них посмотрим». Эти переживания двухсторонние и кажутся не имеющими смысла и смутными, чтобы быть важными. Они похожи на сновидения из страны грез, не всегда сознательный ум может вспомнить о них. Они случаются так быстро, что вы легко можете забыть о них. Вспышки-заигрывания представляют собой «эфемерные» чувства, мысли, и ощущения, которые быстро возникают и проходят. У нас нет точного представления об их содержании и значении.
Но наше тело может реагировать на «вспышки — заигрывания»: это могут быть внезапные вздохи, изменение глубины, ритма дыхания или другие еле заметные, быстрые сигналы как вздрагивание, движения глаз, бровей. Можем издать слабый звук, который может выражать некое удивление или возмущение. Чтобы воспринимать эти сигналы, необходима определенная натренированность в ловле этих заигрываний. Минделл советует: «Чтобы ловить эти вещи, вам нужно быть по-настоящему проворным и обладать осознанностью, и вы должны находиться в особом, ясном состоянии сознания. Вам нужно быть проворным как кошка, высматривающая мышь». Это отличный способ для того что — бы найти Сновидение и ту силу, которая выражает Себя. Заигрывания могут рассказать о Вас самих много интересного и неожиданного.
Заигрывания всегда происходят вокруг нас – это как живое сновидение. Утром, просыпаясь, мы не всегда помним сны, которые нам приснились минувшей ночью, но эти внезапные восприятия происходят всегда. Если быть проворным, как кошка, то можно терпеливо сидеть у норки и ждать, наблюдать, когда появиться мышь, а потом поймать эту «вспышку-заигрывание».
Преимущество работы с заигрываниями состоит в том, что они всегда налицо; они – живое Сновидение. Людям не всегда снятся сны, но эти внезапные восприятия происходят всегда. Сначала имеется своего рода тенденция, затем наше внимание привлекает какое-либо заигрывание. Если мы улавливаем эти мимолетные и еле заметные предсигналы, то они развертываются в образы сновидения и, в конце концов, в реальность и сознание. Но если мы игнорируем эти послания, которые возникают в виде мимолетных заигрываний и вспышек переживаний, то они вытесняются, и мы забываем сущность своих переживаний, и тогда в общепринятой реальности обыденное сознание затмевает то, что возникает из предсигналов.
Как поймать «вспышку-заигрывание»? Попробуйте сделать такое небольшое упражнение:
- Устройтесь в удобной для вас позе. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И когда почувствуете, что вы готовы позвольте свои глазам открыться. Теперь медленно оглядитесь вокруг, и, используя внимание «проворной кошки», поймайте, что первое привлекло ваше внимание. Это может быть все что угодно, на чем вы сосредоточились: предмет, человек, фактура материала, цвет, явление, событие, звук. Если вы выбрали несколько вещей, то выберете то, что больше всего привлекло вас.
- Сосредоточьтесь на этом объекте и какое-то время удерживайте на нем внимание. А теперь медленно переместитесь в него и попробуйте представить, что вы и есть этот объект. Попробуйте сделать выражение лица как у этого объекта, подвигайтесь, как он двигается, издайте его звук. Возможно, проявился какой-то персонаж, то дайте ему имя и сделайте запись об этом объекте, нарисуйте его.
- Исследуйте, что мог бы представлять этот персонаж? Подумайте о том, как это персонаж может быть интегрирован в вашу жизнь?
Важно не игнорировать эти послания, которые возникают в виде мимолетных заигрываний и вспышек, а наблюдать и тогда через вспышки-заигывания мы можем открывать новые возможности, состояния и тайны жизни. Это двери в мир сновидений.
Сербина Л.Н – психолог, ведущий специалист по процессуальной работе.