Top.Mail.Ru

Травма отвержения и путь исцеления.

Главная / Газета / Новости института / Травма отвержения и путь исцеления.

Чем меньше ребенок, тем он уязвимее, и тем вероятнее, что стрессовое событие может стать травмой. Чем больше нарушен контакт родителя с ребенком, тем больше ребенок не защищен от психических травм.

Мы рассмотрим зависимость травмы отвержения от этапов развития, ее проявления у взрослых и наметим путь исцеления.

Проявления травмы отвержения во взрослом возрасте.

Симптомы могут проявляться в зависимости от глубины травмы в той или иной степени:

1. Неудовлетворенность собой, отсутствие собственной ценности, ощущение никчемности, из-за того, что внешнее отвержение переходит во внутреннее.

Не присваивает себе свои достижения.

2. Проблемы с границами, плохо отделяет себя от других, отсутствие внутреннего ощущения себя. Плохо ощущает или совсем не ощущает свои потребности.

3. Не может себя защитить. Вступает в зависимые отношения.

Часто возникает ощущение, что его самого у него нет (слияние с другими). Жертвуют собой (всегда клоун).

4. Испытывают сильные колебания в принятии решения. Ждет, что кто-то скажет, что надо делать.

5. В целом, человек не может позволить себе жить, нащупать свою жизнь (не родившись прежде всего, как автономная, зрелая личность).

Отвержение может происходить на разных этапах развития ребенка. Отвержение может быть явным или скрытым.

Внутриутробный период и некоторое время после рождения

Главная тема, которую проживает ребенок – само существование, право на жизнь. Плод чувствует состояние мамы и на основе этого возникает состояние опасности или безопасности.

Отвержение существования, самой физической жизни, права на жизнь — самая глубокая травма невербального периода.

Явное отвержение – мать на сознательном уровне не хочет ребенка.

Неявное отвержение — мать сама травмирована, сама не получила любви. Беременность становится триггером, и она бессознательно отвергает ребенка.

Или мать ждет ребенка, ожидая удовлетворения своих детских дефицитов.

Она может быть внешне эмоциональной, но на самом деле, она его не видит.

Холодная замороженная мать и Перевозбужденная мать (страх за ребенка) – 2 стороны одной медали. Мать не может себя контейнировать, не в состоянии справляться со своими чувствами – судорожно хватает ребенка, ребенок спал, мать будит, суетится, дает много стимулов, слишком много разговаривает и (или) с отцом ругается. Больше необходимого носит ребенка по врачам. Стимулы разнонаправленные, быстро меняют направление.

Мать, которая не в контакте с собой, не может быть в полноценном контакте с ребенком. Отсутствие контакта с матерью вызывает у младенца страх смерти, ужас. В результате, ребенок может начать бессознательно избегать глубоких контактов.

Во взрослом возрасте такой человек живет с ощущением «сидя на краешке стула». Чувствует неуверенность в себе. Как-будто жизнь надо заслужить.

Внешнее отвержение переходит во внутреннее. Человек сам себя бессознательно отвергает.

Ему трудно идти в близкие отношения, так как в отношениях он чувствует себя небезопасно.

Многие другие страхи – страх совершить ошибку, страх оставленности, не идеальности, поглощения, сепарации, и т.д. – все это следствие этого глубинного страха отвержения и уничтожения.

В самой сердцевине этого страха отвержения — бессознательное убеждение – если меня отвергнут, то я не выживу, и даже не физически, а психологически (личность распадется, страх исчезновения, поглощения).

Отвергающий родитель сам дифицитарен, не целостен, не стабилен и т.д. и мало что может дать ребенку, а скорее наоборот, поэтому он не кормящий, а поглощающий родитель, который создает с ребенком систему зависимых отношений, в которых родитель зависит от ребенка, а не наоборот.

Ребенку невозможно злиться на родителя, так как он в нем нуждается. Ребенок интроицирует агрессивную родительскую часть и чувствует себя плохим. Родитель остается хорошим.

Ребенок может носить в себе интроект оnщепленной родительской ярости и собственную вытесненную ярость на родителя. Человек постоянно, бессознательно атакует сам себя, так как внутри много вытесненной ярости.

Отсюда хроническое диффузное чувство вины и стыда.

Есть сила, жизненная энергия, которая отщеплена.

Ребенок испытывает огромный дефицит присутствия сильного взрослого рядом. Собственная сила проецируется на других людей, и становясь взрослым, человек по-прежнему, чувствует себя маленькими и слабым, а других сильными и всемогущими.

Взрослому ребенку трудно выйти из симбиоза с матерью из-за бессознательного глубокого убеждения, что родитель умрет без него. Получается одна жизнь на двоих.

1 месяц после рождения – 1,5 года.

В период с 1-2 месяца после рождения до плюс-минус 1.5 года ребенок осваивает тему потребностей — имею ли я право на свои потребности, могут ли они быть удовлетворены; как обходиться с тем, что удовлетворение потребностей задерживается на какое-то время…

В этом возрасте речь идет об удовлетворении базовых потребностей – в безопасности, пище, эмоциональном и физическом контакте. Удовлетворение базовых потребностей равносильно сообщению – с тобой все в порядке, ты в безопасности. Так как ребенок не может сам о себе позаботиться, то неудовлетворение потребностей вызывает ужас, биологический страх смерти. К тому же, ребенок пока еще идентифицирует себя со своими потребностями. Поэтому отвержение его потребностей воспринимается им как отвержение его самого.

Когда мать не чувствует ребенка, его потребности, не удовлетворяет или подменяет их другими, у ребенка может возникнуть ощущение отвержения его самого.

Неудовлетворение потребностей вызывает боль, и он отказывается от своих потребностей. Ребенок научается отвергать свои потребности, чтобы не чувствовать боль.

Во взрослом возрасте человек с нарушениями на этом этапе развития может не чувствовать свои потребности, отказываться от потребностей ради контакта или отвергать все, что ему предлагают.

В результате — или угодническое поведение в надежде что-то получить (но взять все-равно не умеет), или отвержение всего, лишь бы не подсунули то, что не нужно.

По сути, человек научается отвергать сам себя.

6-8 месяцев – 2,5 года.

В этот период у ребенка появляется все больше самостоятельности и как следствие, активный интерес к внешнему миру. Все больше мышц ребенка становятся активными, тело более послушным, ребенок чувствует в теле разные импульсы – дотянуться до предмета, доползти до интересного объекта…

В этот период важно создавать безопасные границы. Например, чтобы интерес ребенка к электрической розетке не привел к катастрофе.

Если гиперопекающие родители создают слишком жесткие границы, ребенок теряет контакт с собственным импульсом ради контакта с родителем.

Если опеки родителей недостаточно, ребенок еще не понимает, что для него безопасно, а что опасно, а безопасных границ нет, то он может встретиться с болью и отказаться исследовать мир.

В начале этого периода ребенок скорее бессознательно отказывается от собственного импульса, чтобы сохранить себя.

Ближе к концу этого периода у ребенка больше энергии, и он может выбрать интерес к миру и идти за импульсом, отвергая эмоциональный контакт. Все внимание устремлено наружу и ребенок теряет интерес к своим внутренним переживаниям.

Во взрослом возрасте человек, не прошедший гармонично этот этап развития, будет отвергать собственные импульсы, бояться предъявлять себя миру или устремлять все свое внимание на внешний мир, теряя контакт с собой, боясь собственных чувств.

6-8 месяцев – 2,5 года.

В этот период у ребенка появляется все больше самостоятельности и как следствие, активный интерес к внешнему миру. Все больше мышц ребенка становятся активными, тело более послушным, ребенок чувствует в теле разные импульсы – дотянуться до предмета, доползти до интересного объекта…

В этот период важно создавать безопасные границы. Например, чтобы интерес ребенка к электрической розетке не привел к катастрофе.

Если гиперопекающие родители создают слишком жесткие границы, ребенок теряет контакт с собственным импульсом ради контакта с родителем.

Если опеки родителей недостаточно, ребенок еще не понимает, что для него безопасно, а что опасно, а безопасных границ нет, то он может встретиться с болью и отказаться исследовать мир.

В начале этого периода ребенок скорее бессознательно отказывается от собственного импульса, чтобы сохранить себя.

Ближе к концу этого периода у ребенка больше энергии, и он может выбрать интерес к миру и идти за импульсом, отвергая эмоциональный контакт. Все внимание устремлено наружу и ребенок теряет интерес к своим внутренним переживаниям.

Во взрослом возрасте человек, не прошедший гармонично этот этап развития, будет отвергать собственные импульсы, бояться предъявлять себя миру или устремлять все свое внимание на внешний мир, теряя контакт с собой, боясь собственных чувств.

Медитация.

Почувствуйте себя, свое тело. Почувствуйте, как вы дышите. Понаблюдайте какое–то время за своим дыханием. Поищите, есть ли приятные ощущения в теле. Где вы их ощущаете, в каких частях тела. Какие они, опишите их для себя. Если не удается найти приятные ощущения здесь и сейчас, то может быть вы вспомните приятные ощущения из своих прошлых жизненных ситуаций. Например, когда вам что-то хорошо удалось, вы были довольны собой, испытывали позитивные чувства. Как отзывалось ваше тело на приятное событие?

Или найдите нейтральные ощущения. Если вы нашли приятные или нейтральные ощущения, позвольте себе прочувствовать их, прожить, побыть в них.

И теперь подумайте о себе как о взрослом человеке. Сколько вам лет. Ваш жизненный опыт (учеба, работа, семья, дети, если есть). Отметьте, что весь ваш жизненный опыт, накопленные ресурсы, ваши способности, таланты, умения, навыки, ваши маленькие и большие достижения говорят о вас как о взрослом человеке. Ребенок этого не может. Когда вы чувствуете себя взрослым, как это ощущается в теле. Дайте себе время, чтобы прочувствовать эти ощущения, побыть в телесно-эмоциональном состоянии взрослого.

Теперь подумайте о той вашей детской части, которой когда-то не хватило принятия.

Как вы ее ощущаете в теле? Ощущаете ли вы ее сейчас? Или может быть, вы помните, как она проявляется в определенных ситуациях. Позвольте ей немного проявить себя, почувствуйте ее в себе. Какие ощущения, где, в какой части тела вы ее чувствуете? Представьте, что это ребенок. Какого он возраста. Видит ли он вас? Реагирует ли на вас?

Как вы реагируете на него?

А может быть вам трудно представить ребенка, тогда просто чувствуете ощущение в теле или эмоциональное состояние. Отнеситесь к этому ощущению как ребенку. М.б., вы чувствуйте в себе слезы. Посмотрите на это из взрослой части. Как ваша взрослая часть смотрит на ребенка? Чувствует ли она что-то к ребенку?

Понаблюдайте за контактом взрослой и детской частей. Видит ли взрослый ребенка, слышит ли его, знает ли о его существовании?

Принимайте то, что вы наблюдаете, как есть. Даже, если вы сейчас не чувствуете свою часть, вы знаете, что она есть.

Оставайтесь во взрослой своей части, чувствуйте тело. Что нужно этой части? Может ли ребенок сказать о своих нуждах, страхах, боли… А может он еще не умеет говорить…Может ли взрослый понять, что сейчас нужно ребенку? Успокоить, утешить, приласкать, пообщаться, поблагодарить… Какие слова необходимо услышать вашему ребенку: «Я с тобой», «Я тебя держу», «Я тебя люблю», «Ты не одинок»…? Произнесите фразу вслух.

Если вы находите фразу, нужную именно той детской части, которая проявляется в данный момент, то ваше тело отзывается позитивными ощущениями. Может появится тепло, расслабление, выдох…

И вы всегда можете вернуться к вашей детской части (частям).

Вдохните, выдохните несколько раз, потянитесь и возвращайтесь в реальное пространство.

Заключение.

Научившись замечать и различать свои состояния взрослого и детских частей, вам будет значительно легче в обычной жизни не проваливаться в тяжелые или непонятные состояния.  Ваше эмоционально состояние будет гораздо стабильнее.

Желаю удовольствия от жизни вам и вашим внутренним деткам!❤

Авторы
Руководитель направления «Интегративная травматерапия», преподаватель, супервизор, терапевт

Закажите обратный звонок

Обратный звонок всплывающее окно

Оформление покупки тарифа

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

Оформление покупки тарифа

МАСТЕР-МАЙНД

Оформление покупки тарифа

ПРОДВИНУТЫЙ

Оформление покупки тарифа

С НАСТАВНИКОМ

Оформление покупки тарифа

МАСТЕР-МАЙНД

Оформление покупки тарифа

ПРОДВИНУТЫЙ

Оформление покупки тарифа

С НАСТАВНИКОМ

Оформление покупки тарифа

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ